Развитие внимания у дошкольников посредством игровой деятельности

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты развития внимания у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

  • 1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме развития в зарубежной психологии.
  • 1.2. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте.
  • 1.3. Игровая деятельность как средство развития внимания дошкольников.

2. Отбор диагностических методик для развития внимания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Заключение.

Приложение.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внимание дошкольника можно развить посредством игровой деятельности, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольного возраста. Важно сформировать внимание ребенка до поступления в школу, так как результатом развития в дошкольном детстве становится готовность малыша к школьному обучению.

На сегодняшний день, когда именно невнимательность, основанная на недостаточном уровне развития произвольного внимания, является ключевой причиной плохой успеваемости детей в школе, тем более в младших классах, становится актуальным формирование внимания в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте доминирующим остается непроизвольное внимание, произвольное только начинает свое становление. Средний дошкольный возраст характеризуется как сензитивный для развития таких свойств внимания, как: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, произвольность, объем, так как в данный возрастной период у детей появляется способность направлять свое внимание на нужный объект или явления, опираясь на инструкцию взрослого и под его контролем.

Внимание может и должно быть развито с помощью специальных игр и упражнений, тренирующих основные свойства внимания. Наукой определено, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте считается игра. Неоценимо ее значение и для процесса развития произвольного внимания детей дошкольного возраста. Дидактическая игра определяется как это средство научения и воспитания, непосредственно влияющее на изменения в эмоциональной и интеллектуальной сферах детей. Дидактическая задача, замаскированная в игровой деятельности, выполняется ребёнком опосредованно, в то время как его внимание сосредоточено на желании выиграть, выполнив правила игры, которые выступают в качестве средства самоконтроля для всех играющих, которое и содействует развитию внимания ребенка (П.А. Усова).

В современной зарубежной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: с одной стороны разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), с другой – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, А.Н. Леонтьев), а также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т.е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, и др.).

Специалисты, работающие с детьми, обеспокоены низким уровнем сформированности внимания у дошкольников. Они отмечают невнимательность и отвлекаемость у детей, их неспособность в необходимое время сосредотачиваться и удерживать внимание на выполнении познавательных и образовательных задач. Учитывая, что становление, развитие и совершенствование свойств внимания не менее важно, чем обучение письму, счету, чтению, и выступает как основополагающее условие воплощения познавательной деятельности, актуальна необходимость исследования становления внимания детей дошкольного возраста с помощью игр.

Развивающее значение игры описывается в исследованиях А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина, Л.В. Артемовой и др. Однако, в этих работах, по мнению Слизковой Е.В. и Соколовой Л.А., развитию внимания дошкольника отводится недостаточное место.

В этой связи можно выявить противоречие: между необходимостью развития внимания дошкольников в игровой деятельности и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.

Проблема исследования: какая игровая деятельность способствует развитию внимания дошкольников?

Объект исследования: познавательные процессы.

Предмет исследования: развитие внимания у дошкольников.

Цель: рассмотреть процесс развития внимания у дошкольников.

Задачи:

  • 1. Теоретический анализ развития внимания дошкольников.
  • 2. Охарактеризовать понятие внимания, его виды и свойства.
  • 3. Определить уровень становления внимания у дошкольников.
  • 4. Создать и апробировать программу становления внимания у дошкольников.

Гипотеза исследования: процесс становления внимания у дошкольников будет результативным, если проведение занятий будет проходить постоянно как обязательная доля воспитательно-образовательного процесса, то в организации работы с дошкольниками станет предусматриваться индивидуальный уровень развития внимания детей.

Методики исследования: для эффективного решения поставленных в курсовой работе задач в качестве методологической основы были выбраны следующие методы познания: сравнение, анализ, обобщение.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности внимания дошкольника, выявлены возможности игровой деятельности в ее развитии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа развития внимания дошкольников посредством игровой деятельности, может быть использована в практической деятельности педагогов-психологов, а также студентами-практикантами специальности 5B010300 «Педагогика и психология»