Развитие творческого мышления у подростков, включённых в хип-хоп культуру

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы иследования проблемы творческого мышления у подростков.

  • 1.1. Роль субкультур в подростковом возрасте.
  • 1.2. Исследование хип-хоп культуры в литературе.
  • 1.3. Научно-методологические подходы к изучению творческого мышления подростка.

Выводы.

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления у подростков молодёжного объединения «Дилайт».

  • 2.1. Организация и методы исследования.
  • 2.2. Анализ педагогической программы «Современный спортивный танец».
  • 2.3. Результаты эмпирического исследования.

Выводы.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Актуальность темы. Выбранная мною тема выпускной квалификационной работы «развитие творческого мышления у подростков, включенных в хип-хоп культуру» представляет для меня интерес, прежде всего, как для педагога, работающего в сфере дополнительного образования детей.

Актуальность темы состоит в том, что проблема подростка в субкультуре, в Российской Федерации не будет решена ещё долгие годы, тогда как исследования в этой теме помогут педагогам вывести подростков из стихийной субкультуры в управляемый педагогом педагогический процесс по развитию творческих способностей и творческого мышления подростков.

В современном мире количество субкультур не уменьшается, а становится всё больше. Обилие молодежных субкультур является проявлением плюрализма в современном обществе. Потребность современной молодежи в самовыражении так велика, что субкультурные сообщества и объединения развиваются даже вопреки запретам. Современные субкультуры России (в основном заимствованные у Запада) проявляют активное сопротивление современному обществу.

При обилии различных средств массовой информации и лёгкого доступа к сети интернет, заметно упрощающих нашу жизнь, у каждого человека появляется необходимость в идентификации себя в обществе уже с духовной стороны. И эту возможность для молодежи представляют молодежные субкультуры, дающие возможность либо отождествить себя с ними, либо противопоставить.

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов вёлся в весьма узких рамках. В Российской Федерации особое значение исследование субкультур приобрело в 90-е гг., после падения «железного занавеса».

Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это - социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъём, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.

Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений - около 80%.

На фоне распространения в стране субкультур и «псевдокультур» растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок - наркоманы и токсикоманы. Исследования в этой области ведутся и по сегодняшний день.

О роли субкультур в социализации личности ребёнка написано много научных статей, курсовых, дипломных и диссертационных работ. Чтобы глубже вникнуть в суть темы можно ознакомиться с трудами Д. В. Ольшанский, В. А. Крутецкого, А. С. Макаренко, М. Г. Ярошевского, Ц. Ч.Жимбаева.

Исследование в данной выпускной квалификационной работе будет проведено на примере хип-хоп культуры, так как данная субкультура подразумевает под собой творческую основу, представляющую интерес для подростков. Главной проблемой для выполнения исследования, считаю нехватку информации в области хип-хоп субкультуры, что приводит к негативному отношению к занятиям хип-хоп культурой со стороны родителей и педагогов. Именно поэтому наше исследование будет проведено в области данной субкультуры – хип-хоп культуры. Мы рассматриваем хип-хоп культуру как позитивный и полезный феномен, который может оградить молодежь от негативных и уличных явлений. Таких как преступность, наркомания, курение и употребление спиртных напитков. Творческие элементы хип-хоп культуры популярны среди современной молодёжи.

Для определения способов и средства развития уровня творческого мышления у подростков, включённых в хип-хоп культуру, мы провели исследование в молодёжном объединении «Дилайт». Правовая основа деятельности учреждения:

  • 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1, статья 75];
  • 2. Закон Удмуртской Республики «О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике» (Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 13 декабря 2005 г. N 557-II);
  • 3. Закон Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 года №69-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики» и «О государственной молодёжной политике в Удмуртской Республике».

В объединении уже несколько лет специалисты работают по педагогическим программам дополнительного образования. Педагогические программы направлены на развитие в подростках творческих способностей и творческого мышления.

Цель исследования – выявить способы и средства развития творческого мышления у подростков, включенных в хип-хоп культуру.

Объект исследования – творческое мышление подростков.

Предмет исследования – способы и средства развития уровня творческого мышления у подростков, занимающийся в молодёжном объединении «Дилайт».

Гипотеза исследования – у воспитанников третьего года обучения, включённых в хип-хоп культуру, уровень творческого мышления будет выше, чем у воспитанников первого года обучения. Основными средствами и способами развития творческого мышления у подростков являются: освоение техники рисования граффити, выполнение творческих заданий по направлениям хип-хоп культуры, посещение батлов, джемов, мастер-классов.

Задачи исследования:

  • 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
  • 2. Диагностика творческого мышления у подростков, включённых в хип-хоп культуру.
  • 3. Анализ педагогической программы «Современный спортивный танец».
  • 4. Выявление эффективности деятельности молодёжного объединения «Дилайт» по развитию творческого мышления подростков.

Теоретическая основа: Определение уровней творческого мышления по Е. Торренсу. Труды в области исследования молодёжной субкультуры: Д. В. Ольшанского, В. А. Крутецкого, А. Г.Харчева, В. И. Чупрова и других исследователей. Эти авторы останавливаются на вопросах ценностной ориентации и социализации молодёжи, формирования групп, влияния социальных факторов и специфических особенностей возраста на формирование сознания и отношения к действительности.

Исследовательская база: воспитанники молодёжного объединения «Дилайт». В исследовании принимали участие воспитанники первого года обучения, контрольная группа из 12 человек. Воспитанники третьего года обучения, экспериментальная группа из 9 человек. Возраст участников исследования 12 –16 лет.

Методы исследования:

  • 1. Теоретические: анализ литературы, сравнение.
  • 2. Эмпирические: тестирование, интервью, анкетирование, экспериментальный метод, метод наблюдения (опосредованное, краткосрочное наблюдение), а также метод анализа и метод психодиагностики (тест креативности Е. Торренса).

Практическая значимость: на основе результатов выпускной квалификационной работы можно дать рекомендации, родителям подростков, педагогам и специалистам по работе с молодёжью. Также данная работа будет интересна для работников муниципальных и федеральных образовательных учреждений.