Развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.

  • 1.1. Развития связной речи младших школьников.
  • 1.2. Развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.

Выводы по первой главе.

2. Практическая работа по развитию связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.

  • 2.1. Методическое обоснование развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.

Проблемой развития связной речи в той или иной степени занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Т. Г. Винокур, Н. А. Головань, Л. А. Долгова, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Т. А. Ладыженская, С. Л. Рубинштейн, А. В. Текучева, Л. С. Цветкова, Л.П. Якубинский и многие другие.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить, но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит важная задача – активизировать словарь детей. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение. Основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, деловой, коммуникативной готовности к взаимодействию с окружающим миром. Связь человека с реальной действительностью, с окружающим миром осуществляется через язык. По мере обогащения сознания развиваются и усложняются формы и виды общения. Это говорит об огромном значении русского языка как учебной дисциплины в начальной школе. Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Обогащение словаря учащихся одна из главных задач обучения языку, условия успешного речевого развития и усвоения знаний и умений по языку. К сожалению, на уроках в классе, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь. На уроках русского языка проводятся лексические упражнения, среди которых важное место занимает работа над синонимами и антонимами, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. Вот почему овладение лексическими богатствами языка невозможно без изучения его синонимических средств.

В связи с вышеизложенным, рассматриваемая нами проблема развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы нашего исследования.

Тема исследования: «Развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов».

Цель исследования: выявить возможность развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.

Объект исследования: развитие связной речи младшего школьника.

Предмет исследования: развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.

Гипотеза исследования: развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка будет эффективно при изучении синонимов и антонимов.

Задачи исследования:

  • 1. Систематизировать литературу по педагогике и методике обучения русскому языку в начальной школе по теме исследования.
  • 2. Охарактеризовать процесс развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.
  • 3. Определить методы и приемы развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.
  • 4. Разработать конспект урока по русскому языку, применяя задания для развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.

Методы исследования:

  • - теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования)
  • - эмпирические методы (анализ педагогической документации).