Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы развития речи у детей дошкольного возраста.
- 1.1. Изучение процесса развития речи с позиции исторических и психолого-педагогических исследований.
- 1.2. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
- 1.3. Логоритмические упражнения как одно из средств развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Логоритмические упражнения, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста.
- 2.1. План опытно-поисковой работы по развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнений.
- 2.2. Способы оценки результатов и процесса развития речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнений.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом.
В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.
Согласно требованиям образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) современный педагог ставит перед собой цели и задачи по развитию всех компонентов речи детей: от свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развития грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, – до практического овладения воспитанниками нормами родного языка.
Концептуальные основы развития речи в детском возрасте раскрыты в трудах известных педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев, Е. И. Тихеева.
И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Н.А. Бернштейн утверждали, что движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.
Современные педагогические исследования и практический опыт подтверждают, что индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость обеспечения условий для развивающей и коррекционной работы с детьми в каждой дошкольной образовательной организации.
Т.А. Карташева, Л.А. Комарова, М.Г. Нефёдова и др. большую роль в процессе развития речи отдают логопедической ритмике (логоритмике), основанной на синтезе слова, движения и музыки.
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов обобщения современной педагогической практики возникает ряд противоречий:
- - между требованиями, предъявляемыми в нормативно-правовых документах, и недостаточностью методического материала для развития речи у детей дошкольного возраста;
- - между достаточным освещением проблемы развития речи у дошкольников в теоретических исследованиях и недостаточностью применения методов и методик развития речи в практике деятельности воспитателя ДОО;
- - между возможностями логоритмических упражнений для развития речи дошкольников и недостаточным целенаправленным использованием их в работе воспитателя ДОО.
На основании изложенных противоречий обозначена проблема исследования, заключающаяся в выборе и обосновании психолого-педагогических условий, способствующих развитию речи дошкольников посредством логоритмических упражнений.
Всё вышеизложенное, а также интерес к изучаемому вопросу определили выбор темы исследования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений».
Объект исследования: процесс развития речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: логоритмические упражнений как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: изучить и на теоретическом уровне обосновать возможности применения логоритмических упражнениях как средства речевого развития детей дошкольного возраста.
Исходя из определения цели в исследовании были поставлены задачи:
- 1. Изучить основные теоретико-методические подходы по развитию речи у детей дошкольного возраста;
- 2. Рассмотреть сущность логоритмических упражнений как средства развития речи детей дошкольного возраста;
- 3. Описать и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнений;
- 4. Определить способы оценки процесса и результатов опытно-поисковой работы по развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам логоритмических упражнении.
Гипотеза исследования заключается в следующем: логоритмические упражнения будут результативным средством развития речи у детей дошкольного возраста, если будут соблюдаться совокупность следующих условий:
- - учет видов, возможных причин и «времени» возникновения речевых нарушений при подборке логоритмических упражнений;
- - организация планомерной, целенаправленной работы по развитию слухового восприятия, чувства ритма, темпа, выработке правильного речевого дыхания, обогащению активного словаря у детей дошкольного возраста в процессе проведения логоритмических упражнений;
- - построение цикла упражнений, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста.
Методологические основания исследования: труды Л.С. Выготского, Ж. Далькроза, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконина.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта, моделирование, опытная работа.
Теоретическая (научная) значимость исследования заключается в научном обосновании психолого-педагогических условий, способствующих развитию речи дошкольников посредством логоритмических упражнений.
Данная работа может представлять практическую значимость для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОО, учителей-логопедов, музыкальных руководителей и родителей детей, интересующихся вопросами речевого развития дошкольников.