Развитие навыков противостояния негативному влиянию социума у подростков посредством коллективной творческой деятельности

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты изучения коллективной творческой деятельности и негативного влияния социума на подростков.

  • 1.1. Механизмы социального влияния на подростков.
  • 1.2. Психологические и возрастные особенности подросткового возраста.
  • 1.3. Характеристики коллективной творческой деятельности.

2. Изучение развития навыков противостояния негативному влиянию.

  • 2.1. Анализ взаимосвязи степени подверженности подростка влиянию социума с уровнем самооценки и уверенности в себе.
  • 2.2. Развитие у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума посредством коллективной творческой деятельности.
  • 2.3. Оценка эффективности реализованных дел по развитию навыков противостояния подростков негативному влиянию социума.

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.

Введение

Современная социокультурная ситуация, характеризующая многоплановый и неоднозначный процесс трансформации российского общества, побуждает к пристальному рассмотрению вопроса о социализации подрастающего поколения и его интеграции в социум, к поиску путей, обеспечивающих эффективность этого процесса, выявлению факторов, осложняющих его протекание. В таких условиях повышается актуальность исследований как самого процесса социализации, так и отдельных его аспектов и механизмов, в частности, - социальной адаптации подростков, которые, осваиваясь в современном социуме, нередко оказываются в ситуациях деструктивного влияния тех или иных социальных факторов, групп и отдельных представителей социума.

Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является интенсивное расширение пространства социального функционирования подростка, круга его знакомств и контактов, информационного поля. Как правило, этот возраст сопровождается ослаблением домашнего контроля, увеличением объема свободного времени, что, в свою очередь, способствует вхождению подростка в различные компании, субкультурные объединения. И каждый раз подросток сталкивается с необходимостью адаптироваться в то или иное социокультурное пространство. К сожалению, часто данный процесс не всегда является благоприятным для социализации подростка и сопровождается негативным воздействием, манипулированием, скрытым управлением. И ребенок не всегда готов к встрече с такими явлениями, к противостоянию их стихийному, а иногда и целенаправленному воздействию на его сознание и поведение, оставаясь перед ними беззащитным.

Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям в подростковом возрасте еще не достаточно сформированы, и это может зависеть от того, что подростки не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией. Об этом писали Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, Э. Эриксон, X. Ремшмидт. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспомощным в ситуациях манипулирования. Манипулятивное поведение в психологии рассматривалось такими исследователями, как Э. Фромм, Э. Берн Д. Джонгвард, В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, Е.Л. Доценко и др.

В силу сказанного представляется актуальной задача подготовки подрастающего поколения к противостоянию негативным социальным влияниям, развития у молодых людей навыков к такому противостоянию, что является одним из условий их успешной и позитивной социальной адаптации. В этом плане особое значение приобретает воспитательно-профилактическая работа с подростком, направленная на усиление его субъектности, критичности и избирательности во взаимодействии с социумом, развитие способности морально-психологического противостояния его негативным влияниям.

Здесь нам кажется необходимым обосновать, почему в нашей работе мы отдали предпочтение термину «противостояние».

В толковом словаре русского языка противостояние охарактеризовано как способность сопротивляться действию чего-либо, сохраняя устойчивое положение.

В то же время, сопротивление – это способность оказывать противодействие каким-либо воздействиям, изменениям, а противодействие – это действие, препятствующее другому действию, направленному против него.

Таким образом, следуя логике толкового словаря, мы можем сказать, что противостояние включает в себя и сопротивление, и противодействие.

С другой стороны, если за основу брать лексическое значение слов, то эти понятия не тождественны. Противостояние подразумевает сохранение устойчивого положения, стабильность. В нашем случае – это способность не поддаваться на какое-либо негативное влияние.

Противодействие – это принятие каких-либо активных мер, действий. Может показаться, что именно это понятие нам надо было взять за основу нашей работы. Но ведь для того, чтобы противодействовать, надо занимать устойчивое положение. Без уверенности в себе, осознании своей силы невозможно активно действовать, На наш взгляд, в первую очередь надо научить подростков именно противостоять негативным влияниям.

Актуальность проблемы предопределяет цель нашего исследования – изучение возможностей коллективных творческих дел в развитии у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума.

Объектом исследования является противостояние негативному влиянию социума у подростков.

Предметом исследования является процесс развития у подрастающего поколения навыков противостояния негативным влияниям социума в коллективной творческой деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что степень подверженности подростка влиянию социума зависит, в частности, от уровней самооценки и уверенности в себе. С помощью коллективной творческой деятельности возможна корректировка этих показателей, что впоследствии приведет к более устойчивому поведению подростка в условиях манипулирования.

При написании данной работы мы ставим следующие задачи:

  • 1. Изучить теоретический материал, представленный по данной теме.
  • 2. Раскрыть сущность основных понятий, используемых в работе.
  • 3. Рассмотреть специфику методики коллективной творческой деятельности.
  • 4. Разработать и апробировать комплекс коллективных творческих дел, направленных на формирование у подростков навыков противостояния негативным влияниям социума.
  • 5. Выявить эффективность реализованного комплекса коллективных творческих дел.

Для достижения поставленных целей нам кажется целесообразным использование следующих методов:

  • 1. Сравнительный анализ теоретического материала в аспекте рассматриваемой темы.
  • 2. Анкетирование.
  • 3. Тестирование.
  • 4. Наблюдение.
  • 5. Беседы.
  • 6. Педагогический эксперимент.

Количество работ, посвященных проблеме противостояния подростков негативному влиянию социума и возможностям развития навыков этого противостояния, свидетельствует о ее недостаточном освещении. Как правило, все моменты, рассматриваемые нами в работе, освещаются исследователями независимо друг от друга.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы попытались систематизировать и обобщить имеющийся теоретический материал в рамках заявленной темы.

Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации комплекса коллективных творческих дел, направленных на развитие у подростков навыков противостояния влияниям социума. Данный комплекс может быть использован в деятельности клубов по месту жительства, в деятельности педагогов и специалистов по работе с молодежью.

Структурно работа состоит из 2-х глав, введения, заключения, библиографического списка и приложения.