Развитие лексических возможностей у детей с умственной отсталостью лёгкой степени

План курсовой работы

Введение.

Актуальность исследования.

1. Глава 1.

  • 1.1. Лексика.
  • 1.2. Умственная отсталость.
  • 1.3. Особенности лексических возможностей детей с умственной отсталостью лёгкой степени.

Выводы по главе 1.

Глава 2.

  • 2.1. Диагностический инструментарий.
  • 2.2. Результаты исследования лексической стороны речи.

Список литературы.

Введение

Речь - это важнейший инструмент социализации человека с нарушением интеллекта. У дошкольников в умственной отсталостью развитие речи существенно отличается от развития речи у нормально развивающихся сверстников.

Недоразвитие речи у умственно отсталых детей исследовали такие авторы как: В. Г. Петрова, М. Ф. Феофанов, А. П. Дьяченко и другие.

Фразовая речь сопровождается большим количеством грамматических и фонетических ошибок. У детей с умственной отсталостью активный словарный запас развит меньше, чем пассивный. Есть слова, которые дошкольник с интеллектуальным нарушением может назвать с опорой на картинку, но не поймёт, если это же слово произнесёт другой человек вне привычной ситуации. Это значит, что у умственно отсталых дошкольников долго сохраняется ситуативное значение слова.

У ребёнка с умственной отсталостью из-за недоразвития коры головного мозга медленно развивается словарь, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. У ребёнка с умственно отсталостью контекстная речь формируется с трудом, они долгое время общаются только вопросно-ответной формой. Самостоятельно составлять рассказ не могут, так как он сводится к простому перечислению предметов, изображённых на картинке. Контроль за своей речью и внимание к речи окружающих снижены. У многих умственно отсталых дошкольников в речи наблюдаются эхолалии. Речь таких детей настолько слабо развита, что не может осуществлять свою важнейшую функцию - коммуникативную.

Цель данной курсовой работы - развитие лексических возможностей дошкольников шести лет с нарушением всех сторон речи.

Задачи курсовой работы:

  • 1. Проанализировать теорию особенностей лексического развития детей с нарушением всех сторон речи.
  • 2. Подобрать методики развития лексических возможностей детей.
  • 3. Обработать результаты.
  • 4. Написать программу развития лексических возможностей шестилетних детей с нарушением всех сторон речи.
  • 5. Написать рекомендации родителям и преподавателям.

Объект работы - лексические возможности шестилетних детей с нарушением всех сторон речи.

Предмет работы - состояние и особенности лексических возможностей детей.

Субъект исследования - дошкольники шести лет с нарушением всех сторон речи.