Развитие координационных способностей учащихся с умственной отсталостью
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития координационных способностей учащихся с умственной отсталостью.
- 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- 1.2. Особенности физического развития школьников с умственной отсталостью.
Выводы по главе 1.
2. Методические особенности развития координационных способностей учащихся с умственной отсталостью.
- 2.1. Специфика развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью.
- 2.2. Диагностика координационных способностей учащихся с умственной отсталостью.
- 2.3. Методы и приемы развития координационных способностей учащихся с умственной отсталостью.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность исследования. В последнее время особую актуальность приобретает разработка вопросов, связанных с применением таких коррекционных технологий, которые бы позволили школьникам с проблемами в развитии не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, но и повлекли бы за собой истинное развитие ребенка. Именно такую возможность предоставляет становление у детей с нарушением интеллекта универсальных, в частности, координационных способностей.
Дети с умственной отсталостью в большинстве своем очень раскоординированы и плохо физически развиты. Координация движений непосредственно связана с центральной нервной системой (далее – ЦНС). ЦНС представляет собой высший уровень организации, которая осуществляет управление движениями. Таким образом, по методу обратной связи, развивая координационные способности, можно оказывать воздействие на процессы ЦНС. Формируя координационные способности у детей с умственной отсталостью, можно в той или иной мере способствовать устранению отклонений в двигательной системе ребёнка, а также воспитанию личностных качеств. Учитывая выше сказанное, для работы с ними актуально разрабатывать индивидуальные, конкретные специальные программы по физическому воспитанию.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что вопросу изучения развития моторики умственно отсталых детей-олигофренов посвящены работы многих исследователей Р. Д. Бабенкова, Н. П. Вайзман, А. А. Дмитриев, Е. М. Мастюкова, В. М. Мозговой, В. В. Воронкова, А. Н. Плешаков и др.
Ряд авторов, среди которых И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова, Е. Ю. Овсянникова, В. К. Фоминых отмечают, что наибольшее отставание умственно отсталых школьников от сверстников из массовых школ наблюдается в показателях координации движений. Развитие координационных способностей у умственно отсталых детей имеет основополагающее значение. Это подтверждается уже указанной выше взаимосвязью между уровнем интеллектуальных процессов и уровнем развития координационных способностей.
Не стоит забывать, что именно развитие координационных способностей позволит умственно отсталым детям лучше овладеть простейшими бытовыми двигательными навыками, которые зачастую для них труднодоступны, например, завязывание шнурков, рисование, письмо и т.д.
Но вместе с тем, до настоящего времени не в полной мере изучены возрастные особенности развития базовых видов координационных способностей умственно отсталых учащихся.
Цель исследования – теоретически изучить проблему развития координационных способностей учащихся с умственной отсталостью.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- 2. Охарактеризовать особенности физического развития умственно отсталых детей школьного возраста;
- 3. Описать диагностические методики и рассмотреть специфику развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью;
- 4. Обосновать методы и приемы развития координационных способностей учащихся с умственной отсталостью.
Объектом исследования является физическое развитие учащихся с умственной отсталостью.
Предметом исследования особенности координационных способностей учащихся с умственной отсталостью.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 33 страницы.