Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений с предметами на уроках физической культуры
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические и методические основы развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений с предметами на уроках физической культуры.
- 1.1. Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.
- 1.2. Характеристика координационных способностей.
- 1.3. Средства развития и диагностика координационных способностей.
- 1.4. Характеристика упражнений с предметами.
2. Применение комплексов упражнений с предметами развития координационных способностей у учащихся 5 класса на уроках физической культуры.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение А.
Приложение Б.
Приложение В.
Введение
В общеобразовательной школе сложилась определенная система применения физических упражнений с целью разностороннего активного воздействия на организм учащихся. Она состоит в целенаправленном, организованном использовании занятий по физической культуре, подвижных игр, утренней гимнастики, а также в широком применении физкультурных упражнений на учебных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности школьников.
Большинством авторов высказывается мысль, что координационные способности не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство и поэтому поддаются упражнению, и можно добиться значительного повышения их уровня развития. Проблемы развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры заключается в недостаточном разнообразии использования упражнений с предметами и в отсутствии диагностики их развития.
В настоящее время опубликован целый ряд исследований, в которых рассматриваются вопросы оптимизации процесса физического воспитания детей и повышения эффективности его содержания через применение широкого арсенала средств и вариативных, инновационных форм занятий (Т.Ю. Логвинова, Л.А. Венгер, М.А. Васильева и другие).
Применение комплексов упражнений для развития координации движения у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры исследовались ведущими советскими и российскими учеными: А.А. Ажищенко, Ю.А. Андрианов, В.Г. Арефьев, С.А. Байбуртская, В.Н. Болобан, В.В. Валынко, С.В. Варданян, М.А. Годик, С.В. Дмитриев, А.Г. и другие.
В программе учебного предмета «Физическая культура» упражнения с предметами включены во все разделы программы по физической культуре. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от класса к классу за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.
Упражнениям с предметами отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки. Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч, скакалку, обруч.
В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, упражнения с предметом, в частности с мячом, также занимают значительное место. Особая роль отводится этим упражнения и в работах В.В. Гориневского, Е.А. Аркина. Ребенок, играя, выполняет разнообразные движения с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти упражнения развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга.
В настоящее время возникают и развиваются новые направления содержания работы, по внедрению комплексов упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры разрабатываются и внедряются новые педагогические технологии реализации этого содержания в воспитательном процессе, что еще раз подтверждает актуальность темы исследования.
Успехи в освоении упражнений с предметами, как правило, обусловлены уровнем развития их двигательных способностей. Поэтому сохраняет актуальность в поиске возможностей применения упражнений в качестве средств развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Таким образом, актуальность развития координационных способностей возраста у учащихся среднего школьного возраста обуславливается:
- - во-первых, потребностью государства в гражданах всесторонне развитых, в том числе и физическом отношении;
- - во-вторых, тем что, школьный возраст является сенситивным периодом как психического, так и физического развития человека;
- - в-третьих, взаимосвязью психического и физического развития.
Поэтому проблемой научного исследования данной курсовой работы является поиск наиболее эффективных упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования: применение упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Гипотеза: если на основе теоретических исследований и результатов диагностики подобрать и включить в содержание уроков физической культуры упражнения с предметами, то это будет способствовать развитию координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста.
Цель: теоретически обосновать и практически доказать влияние подобранных упражнений с предметами на развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
- - проанализировать и обобщить воспитание координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений с предметами на уроках физической культуры;
- - изучить возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста;
- - подобрать упражнения с предметами для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры;
- - проверить результативность использованных упражнений с предметами для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры;
- - провести сравнительный анализ результатов начального и контрольного тестирования;
- - обобщить итоги исследования, сформулировать вывод.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования:
- - теоретические: а) анализ теоретических и методических аспектов развития координационных способностей; изучение возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста и особенностей упражнений с предметами; б) синтез для формулировки выводов на теоретическом уровне;
- - эмпирические: а) тестирование для определения уровня развития координационных способностей у учащихся средних классов; б) моделирование для последующего составления комплексов упражнений с предметами; в) оценка уровня развития координационных способностей учащихся среднего школьного возраста.
Этапы работы:
- - изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- - составление плана практического исследования;
- - реализация содержания практического исследования;
- - формулирование и обобщение выводов.
Структура работы включает: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.
В первой главе раскрыты теоретические и методические основы развития координационных способностей на уроках физической культуры и возрастные особенности у учащихся среднего школьного возраста; особенности упражнений с предметами.
Вторая глава курсовой работы посвящена практическому исследованию использованию упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Изучено 30 источников специальной учебно-методической литературы по теме исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём сделана попытка теоретически обобщить использование и практически проверить результативность применения упражнений для развития координационных способностей у учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования студентами на педагогической практике разработанных комплексов упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.