Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы проблем развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста.

  • 1.1. Понятие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
  • 1.2. Педагогические условия развития исследовательских умений детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть.

3. Обсуждение результатов внедрения опыта.

Список литературы.

Введение

Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, создают основу для активных действий, преобразований и творчества. Основы развития исследовательских способностей детей закладываются в старшем дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника – обследовательской, познавательной, исследовательской. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями.

Работая с детьми приходится постоянно самосовершенствоваться, идти в ногу со временем, быть современным педагогом, а это значит расти в профессии.

В своей педагогогической деятельности я много занималась самообразованием - изучала методическую литературу по своим темам, перенимала опыт коллег – воспитателей.

Сейчас активно получаю знания через интернет, создаю вместе с воспитанниками мультимидийные презентации, проекты.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Актуальность опыта работы. Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, основная образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. В связи с этим в системе дошкольного образования в настоящее время приоритетными выступают те методы и формы, которые развивают у детей дошкольного возраста способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции, таким методом и является экспериментирование. Включение ребенка в экспериментально-исследовательскую деятельность в дошкольной образовательной организации должно способствовать саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и инициативы.

До настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательских способностей дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской деятельности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач.

Цель моей работы - развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Для достижения поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:

  • - формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности, направленного на развитие мотивационной сферы личности;
  • - создание специльной развивающей предметно-пространственной среды;
  • - реализация партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и воспитанников);
  • - разработать проект, направленный на развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении.

Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Практическая значимость: разработан исследовательский проект для детей дошкольного возраста средствами экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении, рекомендуемый для индивидуальной работы педагога-психолога ДОУ, повышения компетентности родителей (законных представители) воспитанников детского сада в вопросах развития познавательных интересов детей.