Развитие художественно-творческих способностей младших школьников
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы развития творческих способностей.
- 1.1. Психолого-педагогические основы развития способностей младших школьников.
- 1.2. Сущность понятия «творчество» и «художественное творчество». Аспекты развития художественно-творческих способностей.
- 1.3. Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся.
2. Практические аспекты развития художественно-творческих способностей учащихся в рамках внеурочной деятельности.
- 2.1. Методы развития творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства.
- 2.2. Проектно-исследовательский метод во внеурочной деятельности у младших школьников как средство развития художественно-творческих способностей.
Заключение.
Список литературы.
Актуальность темы. Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования. к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. В обществе все больше возрастает значимость творческой личности. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать условия и установку на творчество с одной стороны и потребность, побуждение к творчеству с другой стороны, нельзя без специальных усилий системы образования, общества.
В Федеральном Законе «Об образовании» личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса. В определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве».
Многими исследователями было выявлено противоречие между социальной потребностью развития художественно-творческих способностей у детей и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе организации внеурочной деятельности для развития художественно-творческих способностей.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования, каково содержание интегрированной деятельности для успешного развития художественно-творческих способностей детей.
Цель исследования: изучить особенности развития художественно-творческих способностей учащихся в рамках внеурочной деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей детей.
Предмет исследования: занятия по внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, направленные на развитие способностей у детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- - исследовать психолого-педагогические основы развития способностей учащихся;
- - проанализировать сущность понятия «творчество» и «художественное творчество»;
- - выявить аспекты развития художественно-творческих способностей;
- - изучить влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся;
- - практически исследовать особенностей развития художественно-творческих способностей, учащихся в рамках внеурочной деятельности.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе учреждения дополнительного образования г. Серпухов «Родник». В ней принимали участие 15 учащихся с возрастным диапазоном 8 - 10 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепции развития художественно-творческих способностей, разработанные психологами (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов и др.); положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи воображения с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С.Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю. Субботина); теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, B. В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития художественно-творческих способностей детей во внеурочное время.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- - теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- - педагогическое наблюдение;
- - творческие задания;
- - опытно-поисковая работа;
- - беседа;
- - сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно- поисковой работы.
Структура работы. Представленная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.