Развитие художественно-образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства в процессе рисования композиции

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы развития художественно-образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства.

  • 1.1. Понятие «художественно-образное мышление» в психолого - педагогических исследованиях.
  • 1.2. Методы развития художетсвенно-образного мышления на уроках изобразительного искуства.

Выводы по первой главе.

2. Практическая работа по развитию художественно-образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства в процессе рисования композиции.

  • 2.1. Анализ конспектов уроков изобразительного искусства по композиции с исполнением методов развития художественно-образного мышления учащихся.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Искусство служит обществу, несет сознанию человека норма морали, нравственности и духовные ценности. Коренным вопросом художественного образования в условиях современности становится развитие художественно-образного мышления. Современная действительность характеризуется ускорением всех процессов и требует высокого уровня интеллектуальной и творческой активности человека, мышление которого должно позволять ему обобщать свой жизненный опыт и синтезировать универсальные знания. В связи с этим проблема развития умения мыслить образами продолжает быть актуальной во всех областях, в том числе и в художественной педагогике.

В данный момент преобразования в обществе говорят о необходимости формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные задачи. Поэтому такая важная задача, как развитие художественно-образного мышления у школьников, ставится перед школами и учреждениями дополнительного образования.

Уроки изобразительного искусства позволяют школьнику сформировать представление об окружающем мире через художественно-творческую деятельность. Основным компонентом творческой деятельности на уроке рисования является художественно-образное мышление.

Проблему развития творческого воображения изучали такие ученые, как Г.В. Беда, А.Н. Витковский, Т.С. Комарова, В.С. Кузин и другие, которые считают, что развитие является главным условием формирования творческой личности школьника.

Причинами низкого качества умственной работы учащихся является: небогатый запас зрительных образов и неумение использовать их к работе в нужный момент; отсутствие способности мыслить образно, целостно, ассоциативно.

Чем раньше человек обращается к вопросу развития образного мышления, тем серьезнее будут успехи в этом. В некоторый момент ребенок приходит к пониманию, что органов чувств недостаточно для получения знаний или объяснения интересных явлений и событий, – помощником, восполняющим этот пробел в сопоставлениях, различии и раскрытии отношений и связей между происходящими окружающими явлениями, станет мышление.

Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения, и освоения профессии.

Для подросткового поколения развитое образное мышление – это то, без чего не обойтись будущим представителям творческих специальностей, в том числе современным web- и графическим дизайнерам и использующим в деятельности вербальные описания (например, журналистам и копирайтерам). Предложение «нарисовать что-нибудь красивое» или «написать что-нибудь интересное» не должно ставить таких специалистов в тупик: образное мышление сразу начинает креативно работать, обращаясь к аналитическим способностям личности.

Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в обществе и привлекают людей.

Проблема развития художественно-образного мышления у учащихся актуальна потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности учащегося, эстетического восприятия окружающего мира, его поведения в целом. Так, как на уроках изобразительного искусства школьники обычно срисовывают с картинок, их художественно-образное мышление не развивается.

Исходя из актуальности и проблемы, мы выбрали тему курсовой работы: «Развитие художественно-образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства в процессе рисования композиции».

Цель исследования: выявить методы развития художественно-образного мышления учащихся применяемые на уроках изобразительного искусства.

Объект исследования: процесс развития художественно-образного мышления на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: уроки изобразительного искусства по рисованию композиции как средство развития художественно-образного мышления у учащихся.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме. Рассмотреть понятие «художественно-образного мышления» в психолого-педагогических исследованиях;
  • 2. Раскрыть методы развития художественно-образного мышления обучаемых на уроках изобразительного искусства.
  • 3. Разработать и проанализировать конспекты уроков в процессе рисования композиции с использованием методов развития художественно-образного мышления.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение, конкретизированные, методы практической работы, анализ и синтез.