Работа со словарем как эффективное средство развития навыков самостоятельной работы при изучении английского языка в средней школе
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы изучения справочной литературы на примере словарей.
- 1.1. История возникновения словарей.
- 1.2. Классификация словарей.
- 1.3. Разделы словаря.
Выводы по Главе 1.
2. Методы и приемы работы со словарями на занятиях английского языка.
- 2.1. Цели и задачи использования словарей на уроках английского языка.
- 2.2. Анализ использования словарей в современных УМК по английскому языку.
- 2.3. Виды упражнений со словарями для повышения эффективности самостоятельной работы в процессе изучения английского языка в школе.
Выводы по Главе 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Введение
Иностранный язык является незаменимым предметом в современной образовательной структуре. Сегодня возможности использования вспомогательных средств в процессе обучения расширяются, поэтому необходимо рассматривать и анализировать новые и современные методы обучения в данной сфере.
Актуальность работы. Задача учителя - максимально эффективно преподнести новый материал обучающимся и создать условия для автоматизации знаний. Этот вопрос актуален тем, что, учитывая ограниченное время, отведенное учителям на занятия, необходимо найти и применить в этой связи такие методы обучения, которые стимулировали бы самостоятельное изучение предмета учеником вне класса. Учебные материалы должны быть максимально эффективными. В связи с этим используются разнообразные средства обучения, которые можно использовать для преподавания курсов английского языка.
В процессе обучения иностранному языку важную роль играют такие два аспекта: подбор обучающих средств с учетом интересов и индивидуальных особенностей обучающихся. В данной работе мы попытаемся продемонстрировать удобство и эффективность использования словаря как средства развития навыков самостоятельной работы на средних этапах обучения. Как можно отметить, сегодня в процессе обучения иностранному языку возникает множество проблем и задач: найти наиболее масштабные и эффективные методы, повысить уровень интереса подростков к процессу обучения иностранному языку.
В ходе исследования мы отметили, что над этой проблемой работали и работают многие методисты, такие как Е.И. Пассов, П.В. Сысоев, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова и многие другие. Методические рекомендации указывают на необходимость изменений в современных образовательных программах. Сегодня активно проводится информатизация и повышение автономности образования. Таким образом, мы делаем вывод, что данное исследование является актуальным.
Объектом исследования является процесс развития навыков самостоятельной работы при изучении английского языка в средней школе.
Предметом исследования является использование справочных средств, а именно: различных словарей в качестве основы для освоения навыков самостоятельной работы у изучающих иностранный язык.
Цель исследования: теоретически продемонстрировать и практически разработать программу работы со словарём с целью развития навыков самостоятельной работы на уроках английского языка у обучающихся среднего звена.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- 1) Проанализировать психологические особенности обучающихся среднего звена;
- 2) Дифференцировать методы работы со словарём на уроках английского языка;
- 3) Осуществить анализ методов повышения автономности на среднем этапе обучения английскому языку;
- 4) Проанализировать стратегию использования словарных средств для обучения английскому языку в различных УМК;
- 5) Проанализировать различные виды упражнений по работе со словарём на уроках английского языка в средней школе.
Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение методической литературы; практические методы исследования: исследование педагогического опыта, моделирование.
Новизна данного исследования заключается в разработке комплекса заданий для работы со словарем, направленного на эффективное овладение иностранным языком, использование которого будет способствовать развитию у обучающихся умений самостоятельной работы в процессе изучения английского языка.
Теоретическая значимость заключается в том, что теоретически обосновано и продемонстрировано основное содержание обучения английскому языку в средней школе на основе комплекса заданий со словарем и систематизирован научно-методический материал по проблеме исследования.
Практическая значимость заключается в отборе и систематизации заданий и упражнений для методического комплекса, на основе которого проводится обучение, а также в разработке рекомендаций по использованию комплекса упражнений и заданий на английском языке, которые могут быть использованы для развития навыков самостоятельной работы на уроках английского языка у обучающихся среднего звена.
Теоретические основы исследования и разработанный методический комплекс по использованию словарей для развития навыков самостоятельной работы на уроках английского языка были представлены в сборнике Межрегионального научно-методического семинара «Перспективы и проблемы полилингвального и поликультурного образования» в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.
Структура работы: Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения. В работе использовано 25 источников.