Работа со словарем как эффективное средство развития навыков самостоятельной работы при изучении английского языка в средней школе

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения справочной литературы на примере словарей.

  • 1.1. История возникновения словарей.
  • 1.2. Классификация словарей.
  • 1.3. Разделы словаря.

Выводы по Главе 1.

2. Методы и приемы работы со словарями на занятиях английского языка.

  • 2.1. Цели и задачи использования словарей на уроках английского языка.
  • 2.2. Анализ использования словарей в современных УМК по английскому языку.
  • 2.3. Виды упражнений со словарями для повышения эффективности самостоятельной работы в процессе изучения английского языка в школе.

Выводы по Главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

Введение

Иностранный язык является незаменимым предметом в современной образовательной структуре. Сегодня возможности использования вспомогательных средств в процессе обучения расширяются, поэтому необходимо рассматривать и анализировать новые и современные методы обучения в данной сфере.

Актуальность работы. Задача учителя - максимально эффективно преподнести новый материал обучающимся и создать условия для автоматизации знаний. Этот вопрос актуален тем, что, учитывая ограниченное время, отведенное учителям на занятия, необходимо найти и применить в этой связи такие методы обучения, которые стимулировали бы самостоятельное изучение предмета учеником вне класса. Учебные материалы должны быть максимально эффективными. В связи с этим используются разнообразные средства обучения, которые можно использовать для преподавания курсов английского языка.

В процессе обучения иностранному языку важную роль играют такие два аспекта: подбор обучающих средств с учетом интересов и индивидуальных особенностей обучающихся. В данной работе мы попытаемся продемонстрировать удобство и эффективность использования словаря как средства развития навыков самостоятельной работы на средних этапах обучения. Как можно отметить, сегодня в процессе обучения иностранному языку возникает множество проблем и задач: найти наиболее масштабные и эффективные методы, повысить уровень интереса подростков к процессу обучения иностранному языку.

В ходе исследования мы отметили, что над этой проблемой работали и работают многие методисты, такие как Е.И. Пассов, П.В. Сысоев, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова и многие другие. Методические рекомендации указывают на необходимость изменений в современных образовательных программах. Сегодня активно проводится информатизация и повышение автономности образования. Таким образом, мы делаем вывод, что данное исследование является актуальным.

Объектом исследования является процесс развития навыков самостоятельной работы при изучении английского языка в средней школе.

Предметом исследования является использование справочных средств, а именно: различных словарей в качестве основы для освоения навыков самостоятельной работы у изучающих иностранный язык.

Цель исследования: теоретически продемонстрировать и практически разработать программу работы со словарём с целью развития навыков самостоятельной работы на уроках английского языка у обучающихся среднего звена.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  • 1) Проанализировать психологические особенности обучающихся среднего звена;
  • 2) Дифференцировать методы работы со словарём на уроках английского языка;
  • 3) Осуществить анализ методов повышения автономности на среднем этапе обучения английскому языку;
  • 4) Проанализировать стратегию использования словарных средств для обучения английскому языку в различных УМК;
  • 5) Проанализировать различные виды упражнений по работе со словарём на уроках английского языка в средней школе.

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение методической литературы; практические методы исследования: исследование педагогического опыта, моделирование.

Новизна данного исследования заключается в разработке комплекса заданий для работы со словарем, направленного на эффективное овладение иностранным языком, использование которого будет способствовать развитию у обучающихся умений самостоятельной работы в процессе изучения английского языка.

Теоретическая значимость заключается в том, что теоретически обосновано и продемонстрировано основное содержание обучения английскому языку в средней школе на основе комплекса заданий со словарем и систематизирован научно-методический материал по проблеме исследования.

Практическая значимость заключается в отборе и систематизации заданий и упражнений для методического комплекса, на основе которого проводится обучение, а также в разработке рекомендаций по использованию комплекса упражнений и заданий на английском языке, которые могут быть использованы для развития навыков самостоятельной работы на уроках английского языка у обучающихся среднего звена.

Теоретические основы исследования и разработанный методический комплекс по использованию словарей для развития навыков самостоятельной работы на уроках английского языка были представлены в сборнике Межрегионального научно-методического семинара «Перспективы и проблемы полилингвального и поликультурного образования» в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.

Структура работы: Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения. В работе использовано 25 источников.