Работа над звукопроизношением младших школьников с нарушениями интеллекта посредством артикуляционной гимнастики
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты изучения проблемы звукопроизношения у младших школьников с нарушениями интеллекта.
- 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- 1.2. Специфика речевого развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Выводы по главе 1.
2. Методологические аспекты изучения особенностей работы над звукопроизношением младших школьников с нарушениями интеллекта.
- 2.1. Диагностика сформированности звукопроизношения младших школьников с нарушением интеллекта.
- 2.2. Особенности коррекционной работы над звукопроизношением младших школьников с нарушениями интеллекта.
- 2.3. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
?Введение
Актуальность исследования. Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания умственно отсталых школьников является развитие их речи. При умственной отсталости развитие речи резко задерживается. А от уровня сформированности речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребёнка.
У этой категории детей младшего школьного возраста отмечается большая распространённость нарушений фонетической стороны речи. Особенно распространёнными среди дефектов устной речи являются нарушения звукопроизношения. Поэтому перед нами встаёт проблема поиска оптимальных путей коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений звукопроизношения.
В коррекционной работе над звукопроизношением с младшими школьниками с нарушениями интеллекта эффективным средством является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
У преобладающего большинства детей с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения речи, среди них наиболее частыми являются нарушения звукопроизношения, которые затрудняют общение и обучение этих детей.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах специальной (коррекционной) школы выраженные дефекты наблюдаются у 40-60% детей.
<>Вопросы формирования правильного звукопроизношения у детей с умственной отсталостью в условиях коррекционной школы требуют дальнейшей разработки, т.к. имеющиеся методические рекомендации носят фрагментарный характер, не изучены методы и приемы, направленные на формирование правильного звукопроизношения.>Цель исследования – теоретически изучить специфику работы над звукопроизношением младших школьников с нарушениями интеллекта посредством артикуляционной гимнастики.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- 2. Рассмотреть специфику речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями;
- 3. Обосновать особенности коррекционной работы и диагностики звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта;
- 4. Определить роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения младших школьников с нарушениями интеллекта.
Объектом исследования является процесс речевого развития младших школьников с нарушениями интеллекта.
Предметом исследования: особенности работы над звукопроизношением младших школьников с нарушениями интеллекта посредством артикуляционной гимнастики.
Методы исследования:
- - теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 40 страниц.