Работа классного руководителя с «трудными» подростками

План курсовой работы

Введение.

1. «Трудные» подростки как психолого-педагогическая проблема.

  • 1.1. Проблема педагогической запущенности «трудных» подростков.
  • 1.2. Характерологические особенности «трудных» подростков.

2. Роль классного руководителя в работе с «трудными» подростками в условиях общеобразовательной школы.

  • 2.1. Организация работы классного руководителя с «трудными» учащимися.
  • 2.2. Специфика работы классного руководителя в работе с «трудными» подростками.

Заключение.

Список литературы.

Введение

В настоящее время политический и социально-экономический фон, продолжающийся идейно-нравственный кризис в российском обществе способствует росту девиаций среди подростков. В подростковой среде часто культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания. Повышается число несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, велика беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних.

Школа как социальный институт находится в центре событий и тенденций современного общества, и как зеркало отражает его идеологические и социально-экономические проблемы. Девиантное поведение школьников, понимаемое как нарушение социальных норм, приобретает в последние годы массовый характер и ставит эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Негативные тенденции диктуют настоятельную необходимость пересмотра и совершенствования социально-профилактической деятельности всех социальных институтов, участвующих в социализации несовершеннолетних. Ведущая роль в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, разработке целостной системы воспитательно- профилактической деятельности принадлежит общеобразовательной школе, являющейся одним из основных социальных институтов, определяющих нравственное благополучие общества в целом. Именно целенаправленная деятельность школы в большей мере способна нивелировать недостатки как семейного, так и общественного воспитания, негативных средовых воздействий на формирующуюся личность. Однако зачастую работа с несовершеннолетними ведется «по факту», когда девиантное поведение уже имеет место, особенно слабое звено – социально-педагогическое направление, которое включает профилактику девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы.

На наш взгляд, для эффективной социально-педагогической профилактики девиантного поведения обучающихся общеобразовательных школ необходимы многомерные воздействия на личность и ее ближайшее социальное окружение, комплексные мероприятия с целью формирования оптимальных способов поведения и разрешения внутри- и межличностных проблем и конфликтов.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени накоплен значительный научно-теоретический багаж в исследуемой области. В частности, девиации как социальный феномен, вопросы соотношения нормы и отклонения от нормы рассматривали классики социологии М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Миллз, Р. Моррис, Т. Парсонс, У. Самнер, отечественные философы, психологи, гогип М.И. Бобнева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Д. Плахов, А.А. Ручка, В.А. Ядов и др.

Следует сказать, что ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Анализ научной литературы по проблеме показывает, что применительно к несовершеннолетним с различного рода отклонениями в развитии, влияющими на их поведение, разные авторы используют следующие термины «трудные дети», к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении; «аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние; «дезадаптированные дети»; «дети, нуждающиеся в специальной заботе»; дети «группы риска»; «ребенок с нарушениями в аффективной сфере» (С.А. Беличева, А. Коэн, А.Е. Личко, Л. Пожар, В. Слот, Х. Спаниярд, А.С. Тупоногов, Т.И. Шульга,).

Вопросы выявления, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в различных его аспектах находят отражение в фундаментальных трудах классиков отечественной педагогической мысли П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Значительный вклад в разработку научных основ решения данной проблемы внесли Б.Г. Ананьев, С.А. Беличева, А.С. Белкин, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.Д. Гонеев, С.И. Григорьев, В.И. Загвязинский, Е.В. Змановская, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, В.Д. Семенов, Л.С. Славина В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.

Несмотря на пристальный интерес представителей научного сообщества к профилактике девиантного поведения среди подростков в деятельности общеобразовательной школы отметим, что вопросу участия классного руководителя в данном направлении не уделяется достаточно должного внимания. В связи с чем актуальность данной работы заключается именно в рассмотрении данного направления профилактической работы с подростками, проявляющими девиантное поведение или по-другому «трудными» подростками.

Объектом исследования является работа в «трудными» подростками.

Предмет исследования: специфика работы классного руководителя с «трудными» подростками в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования – раскрыть сущность работы классного руководителя с «трудными» подростками в условиях общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

  • - изучить проблему педагогической запущенности «трудных» подростков;
  • - выявить характерологические особенности «трудных» подростков;
  • - рассмотреть организацию работы классного руководителя с «трудными» учащимися;
  • - проанализировать специфику работы классного руководителя в работе с «трудными» подростками.

Методы исследования определялись поставленными задачами и включали: комплекс общенаучных методов исследования (изучение и анализ научной литературы).

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

  • - психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.);
  • - теория социализации личности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, А.В. Мудрик и др.);
  • - труды отечественных ученых по проблемам возрастных особенностей подростков (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Петровский и др.);
  • - идеи гуманизации воспитательного процесса, педагогики ненасилия (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.);
  • - исследования по проблемам адаптации, дезадаптации, ресоциализации, превентивной психопедагогики (С.А. Беличева, Г.А. Гусев, Н.В. Литвиненко, Ю.А. Урманцев и др.); основные положения системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько и др.), деятельностного (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.), аксиологического (С.Ф. Анисимов, Е.В. Бондаревская, А.И. Кирьякова и др.), личностно-ориентированного (В.А. Беликов, Д.А. Белухин, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.) и рефлексивного (Г.Г. Гранатов, Т.М. Давыденко, А.Я. Наин, Н.Я. Сайгушев и др.) подходов.

Теоретико-практическая значимость. Полученные результаты теоретического исследования могут быть использованы общеобразовательными учреждениями, социальными службами помощи семье и детям, при чтении курсов «Методика и технология работы социального педагога», «Психология девиантного поведения», «Психология семейных отношений», «Психосоциальная работа с различными категориями населения» и др., а также в системе поствузовского и дополнительного образования.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.