Психолого-педагогическое обеспечение межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения проблемы психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

  • 1.1. Проблема межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в психолого-педагогической литературе.
  • 1.2. Особенности развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями слуха.
  • 1.3. Возможности психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Выводы по первой главе.

2. Психолого-педагогическое обеспечение межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

  • 2.1. Изучение особенностей межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.
  • 2.2. Анализ результатов изучения особенностей межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.
  • 2.3. Программа психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Актуальность темы – «Психолого-педагогическое обеспечение межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы» - обусловлена тем, что в последние годы развивается инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают образовательные программы вместе с обычными детьми. Однако не все образовательные учреждения готовы к такому варианту педагогического процесса. Само понятие межличностного взаимодействия можно считать одним из сложных в педагогике. Многие специалисты отмечают, что процесс включения ребенка в систему межличностного взаимодействия достаточно сложен даже когда речь идет об обычном школьнике. Вдвое усложняется этот процесс в отношении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, например, нарушения слуха. Такие дети отличаются от сверстников не только особенностями здоровья. В силу именно этих особенностей они имеют определенные слабости в личностной сфере, в развитии памяти, воображения, мышления. Все это, безусловно, сказывается на включении школьников с нарушениями слуха в систему межличностного взаимодействия со сверстниками в условиях школы. Эти дети по-разному входят в детский коллектив, по-разному выстаивают свои отношения с другими школьниками. Поэтому им необходима психолого-педагогическая поддержка со стороны специалистов. Именно этим и обусловлена актуальность проблемы исследования.

Вопрос межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе изучен достаточно хорошо. Однако наблюдается недостаточное внимание со стороны специалистов именно к проблеме межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями слуха с другими детьми. Кроме того, вопросы инклюзивного образования и воспитания также до конца не изучены.

Проблемами межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста занимались многие психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Л.И Божович, Е.П. Ильин. Эти исследователи рассматривали вопросы межличностного взаимодействия детей во взаимосвязи с развитием мышления, воображения, восприятия, речи.

Другие ученые – Г.М. Андреева, И.О. Карелина – изучали проблему межличностного взаимодействия детей при разных условиях: взаимодействие друг с другом, взаимодействие со взрослыми.

Исследователи Е.Г. Речицкая, Ю.В. Гайдова, Л.В. Годовникова, Т.Г. Богданова и другие авторы рассматривали вопросы психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей с нарушениями слуха.

Таким образом, к настоящему времени в науке сложилось противоречие между необходимостью изучения проблемы межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы и недостаточной теоретической и методической обеспеченностью работы психолога в этом направлении.

Проблема исследования – каковы возможности психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы?

Цель исследования – изучить возможности психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования – процесс межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями слуха со сверстниками.

Предмет исследования – психолого-педагогическое обеспечение межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями слуха в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования – межличностное взаимодействие младших школьников со сверстниками с нарушениями слуха будет проходить более успешно, если будет реализована целенаправленная психолого-педагогическая программа, направленная на:

  • - развитие у детей способностей использовать как вербальные, так и невербальные средства общения со сверстниками;
  • - формирование у детей способностей согласовывать свои слова, действия с действиями и словами сверстников;
  • - развитие у детей умений находить эмоциональный контакт со сверстниками.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  • 1. Изучить проблему межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями слуха со сверстниками.
  • 2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями слуха и определить возможности психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.
  • 3. Изучить особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.
  • 4. Разработать программу психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Методологическими основами исследования являются личностный, деятельностный, системный подходы к изучению проблемы межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Теоретическую основу исследования составили идеи, изложенные в работах по:

  • - исследованию особенностей межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками (В.В. Абраменкова, Е.П. Ильин, Г.М. Андреева, А.С. Обухов, И.О. Карелина, Ю.С. Крижанская, В.Н. Мясищев);
  • - исследованию особенностей развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова, Д.И. Чемоданова, Л.В. Кузнецова, Е.А. Орлова, Л.В. Соловьева, Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина, Ю.В. Гайдова, Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц);
  • - исследованию психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева, Е.Г. Речицкая, Е.Н. Рогов).

Для решения обозначенных в рабте задач были определены следующие методы исследования:

  • - теоретические методы - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • - эмпирические методы – изучение опыта работы педагогов по названной проблеме; наблюдение, беседа; в качестве диагностических методик были использованы: методика «Изучение критериев выбора партнера для общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика по определению ведущей формы общения ребенка (М.И.Лисина), методика по изучению коммуникативно-речевых умений детей Б.Д. Корсунской, Л.П. Носковой;
  • - методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучена проблема межличностного взаимодействия младших школьников с нарушениями слуха со сверстниками, рассмотрены особенности развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями слуха и определены возможности психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость работы заключается в том, что изучены особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы, разработана программа психолого-педагогического обеспечения межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГКОУ «Школа-интернат № 65» г. Нижний Новгород, 1-ый класс, количество участников эксперимента – 6 человек.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.