Психолого-педагогические факторы формирования феномена групповой сплочённости

План курсовой работы

Введение.

1. Феномен групповой сплочённости.

  • 1.1. Анализ феномена групповой сплочённости.
  • 1.2. Подходы к изучению феномена групповой сплочённости.

2. Факторы, влияющие на формирование феномена групповой сплочённости.

  • 2.1. Теоретическое обоснование факторов, влияющих на показатели уровня групповой сплочённости.
  • 2.2. Процедура и методы эмпирического исследования на выявление влияния факторов.
  • 2.3. Анализ и интерпретация анкетных данных.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение А.

Приложение Б.

Введение

Актуальность данной работы – сплочённость расценивается как один из важнейших факторов профессионально-предметной и социально-психологической эффективности малой группы, именно этим и обусловлен интерес к феномену сплочённости группы. Также сплочённость выступает в роли одной из субъективных характеристик малой группы, при этом являясь наиболее сложной и неоднозначной характеристикой, о чём свидетельствует многообразие подходов к пониманию и исследованию феномена групповой сплочённости, основанных на разных показателях. От уровня групповой сплоченности зависит успеваемость и активность студентов. Сплочённость группы оказывает серьёзное влияние на социально-психологический климат и удовлетворенность студентов своей жизнью в группе. Групповая поддержка, свойственная сплоченной группе, раскрепощает личность, повышает самооценку студентов и их свободу самовыражения.

Являясь одной из важных составляющих процесса формирования личности студента вуза, образование подразумевает не только усвоение знаний, умений и навыков, но и его развитие. Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп «по принадлежности к ним», либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов.

Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на становление личности студента, его поведение, успех в учебной деятельности.

Низкий уровень адаптации студентов вуза к групповому взаимодействию, отсутствие социального опыта коммуникативного общения являются тревожными сигналами как для практиков, так и для теоретиков системы образования. Сложившаяся в настоящее время практика, при которой будущие специалисты, включенные в малую социальную студенческую группу, для эффективного взаимодействия в ней используют, практически, один метод - самоорганизацию. Такой подход приводит к недооценке значимости целенаправленной работы с первичной социальной структурой учебного заведения - студенческой группой.

Преподаватели и кураторы студенческих групп должны знать и понимать закономерности групповых процессов, этапы и условия преобразования группы в коллектив, обладать необходимой теоретической базой, предполагающей знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для благотворного воздействия на коллектив и сохранения его в течение всего периода обучения в вузе. Именно этим и обусловлена актуальность данного исследования.

Объектом исследования является феномен групповой сплочённости.

Предметом исследования являются психолого-педагогические факторы формирования феномена групповой сплочённости.

Целью исследования является изучение факторов, которые влияют на формирования феномена групповой сплочённости.

Задачи исследования:

  • 1) Проанализировать теоретические основания феномена групповой сплочённости.
  • 2) Рассмотреть и разобрать основные подходы к изучению феномена групповой сплочённости.
  • 3) Теоретически обосновать и выделить факторы, влияющие на показатели уровня групповой сплочённости.
  • 4) Эмпирическим путём проверить реальное влияние теоретически выделенных факторов, оказывающих влияние на уровень сплочённости группы.
  • 5) Измерить и определить индекс групповой сплочённости исследуемой группы.
  • 6) Выявить закономерности и взаимосвязь уровня групповой сплочённости с влиянием выделенных факторов.

Проблема исследования заключается в противоречии между исследованным и хорошо изученным феноменом групповой сплочённости и не до конца изученными и мало описанными различными факторами, влияющими на этот феномен, так как в каждой группе будет действовать свой комплекс факторов, влияющих на уровень её сплочённости.

Гипотеза исследования заключается в том, что на формирование феномена групповой сплочённости оказывают влияние совокупность неких факторов, которые и предстоит выяснить в процессе исследования.