Психологические особенности разных видов памяти детей дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Изучение проблемы памяти детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

  • 1.1. Характеристика памяти детей дошкольного возраста как познавательного процесса.
  • 1.2. Особенности развития и формирования различных видов памяти в дошкольном возрасте.

Выводы по Главе 1.

2. Исследование психологических особенностей разных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста.

  • 2.1. Исследование объёма кратковременной слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста.
  • 2.2. Исследование объёма кратковременной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
  • 2.3. Исследование динамики процесса заучивания у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по Главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Память играет важную роль в жизни человека. Психика индивида не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает её. В течении всей жизни человек узнаёт что-то новое и сохраняет информацию благодаря памяти. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.

Память, как и все познавательные процессы, представляет собой отражение реальной действительности. Память можно определить, как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Память не дана ребёнку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития его мозга, в ходе психического развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. У детей дошкольного возраста ещё не полностью сформирована память, её типы и особенности.

Актуальность темы, выбранной для исследования, определяется нарастанием разнообразной информации, разработкой и внедрением различных развивающих программ в систему современного образования, определенной умственной акселерацией современных детей дошкольного возраста. Проблема развития памяти актуальна и для системы дошкольного образования. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти у детей дошкольного возраста.

Несмотря на существенные достижения отечественных и зарубежных исследователей в области интеллектуальной сферы, можно отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные особенности развития памяти, остаётся открытым вопрос о психологических особенностях разных видов памяти у детей дошкольного возраста, не в полной мере выявлены теоретические основания для разработки программы коррекции, формирования, развития памяти детей дошкольного возраста.

Таким образом, проблема психологических особенностей разных видов памяти детей дошкольного возраста – одна из важных психолого-педагогических проблем, что и определило выбор нами темы исследования.

Цель исследования: определить психологические особенности разных видов памяти детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

  • 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  • 2. Исследовать психологические особенности кратковременной слуховой, кратковременной зрительной памяти и динамику процесса заучивания у детей старшего дошкольного возраста.
  • 3. Разработать рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: память детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: кратковременная слуховая, кратковременная зрительная память, динамика процесса заучивания у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  • - теоретические методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы;
  • - методы сбора эмпирических данных: педагогический эксперимент, тестирование;
  • - методы обработки результатов исследования: количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Методики исследования:

  • 1. Исследование объёма кратковременной слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста по методике «Запомни цифры» (автор Немов Р.С.).
  • 2. Исследование объёма кратковременной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста по методике «Запомни рисунки» (автор Немов Р.С.).
  • 3. Исследование динамики процесса заучивания у детей старшего дошкольного возраста по методике «Выучи слова» (автор Немов Р.С.).

Выборка исследования: 15 детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: ГУО «Санаторный ясли-сад №14 г. Гомеля».