Психологические определения семьи: проблемы и перспективы семьи
План курсовой работы
Введение.
1. Понятие семьи и ее структура.
- 1.1. Семья как социальный институт.
- 1.2. Типы семьи.
- 1.2.1. Патриархальный тип семьи.
- 1.2.2. Детоцентрический тип семьи.
- 1.2.3. Супружеский тип семьи.
- 1.3. Жизненный цикл семьи.
- 1.4. Функции семьи.
- 1.5. Структура семьи.
2. Проблемы и перспективы современной семьи.
- 2.1. Проблемы современной семьи.
- 2.2. Современная семья и ее будущее.
Вывод.
Список литературы.
Введение
В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Семейная психология — это наука о том, как люди объединяются в брачные пары, каким образом создают семью и как организуют свое совместное существование (Шнейдер Л.Б. «Семейная психология»). Семья - главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Усиленное общественное внимание к семье и браку связано с современным демографическим развитием. Говоря о демографическом развитии общества, я не имею в виду лишь простой рост населения. Важно, чтоб он сопровождался положительными качественными сдвигами, чтоб возрастал общий культурный уровень населения, что в свою очередь благоприятствует высокому уровню воспитания детей.
Шнейдер Л.Б. в своей книге «Семейная психология» утверждает, что применять научные психологичес¬кие методы к изучению семьи не просто. Пробле¬мы семьи и брака трудно доступны для изучения, и это связано с:
- - разработкой и внедрением такого диагностическо¬го инструментария, который бы не наносил ущерб респондентам в их семейной жизни;
- - учетом влияния самого факта участия испытуемых в исследовании на их внутрисемейные отношения и психическое состояние;
- - характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.
Очень разнообразен комплекс проблем, с которым сталкивается в настоящее время институт семьи, к ним относятся:
- - обвальное увеличение количества разводов и, как следствие, рост количества неполных семей;
- - падение рождаемости ниже уровня возможности воспроизводства населения;
- - отсутствие отцов в семейной системе;
- - увеличение количества семей с признаками дисгармоничного воспитания детей и рост социального сиротства;
- - качественное изменение взаимоотношений между членами семьи, выражающееся в обеднении общения, дефиците эмоционального тепла, низкой информированности родителей о потребностях и проблемах ребенка.
Ю. Б. Гиппенрейтер в книге Лысова А. В. «Психология семьи» указывает, что обыденные психологические знания легкодоступны, но воспользоваться ими трудно. Таким образом, существуют различия между житейской и научной психологией.
- 1. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди. Индивидуальный психологический опыт в основном составляется из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики.
- 2. Знания житейской психологии связаны с конкретными ситуациями и конкретными людьми и поэтому ситуативны и мало обобщены. Часто они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии фиксируют факты и закономерности поведения, общения людей. Как правило, они выражены в понятиях.
- 3. Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов.
Кризис института семьи, провоцируя кризис процесса первичной социализации детей, которые в ней воспитываются, в итоге приводит к социальным проблемам всего общества. Психология семьи, как относительно новое направление возникла и развивается в первую очередь в целях помощи семье в разрешении вышеперечисленных проблем, и ее теоретическим фундаментом во многом является обобщенный опыт такой помощи.
Предметом исследования данной работы являются перспективы и проблемы современной семьи.
Объект исследования – положение семьи в современном обществе.
Целью исследования данной курсовой работы является рассмотрение и изучение проблем и перспектив семьи, её функций и видов, а также культурно-исторического развития, вопроса рождаемости, количества и причин разводов.
Задачи, которые предстоит решить в этой курсовой работе:
- 1. Рассмотреть семью как социальный институт.
- 2. Изучить типы и функции семьи, её структуру.
- 3. Разобрать проблемы современной семьи.
- 4. Исследовать перспективы современной семьи.