Программа снижения уровня стресса у студентов в период сессии
План курсовой работы
Введение.
1. Снижение уровня стресса у студентов в период сессии.
- 1.1. Стресс.
- 1.2. Психофизиологическое состояние студентов во время сессии.
- 1.3. Учебный стресс у студентов: причины и последствия.
Выводы по первому разделу.
2. Эмпирическое исследование уровня стресса у студентов в период сессии.
- 2.1. Исследование уровня стресса у студентов в период сессии с помощью методик.
- 2.2. Результаты и интерпретация методик.
Выводы по 2 разделу.
3. Программа по снижению уровня стресса у студентов в период сессии.
- 3.1. Устав проекта.
- 3.2 Идеи проекта. Программа аутотренинговых упражнений.
Вывод.
Заключение.
Библиография.
Введение
У многих учёба в ВУЗе ассоциируется с различного рода мероприятиями, начиная от каких-либо дополнительных курсов или мастер-классов и заканчивая студвесной. Поступая в институт, первокурсник радуется, что наконец заканчивается строгий контроль и готовится впитывать новую информацию и вести активную общественную деятельность. Но не оставлять же без внимания такой важный критерий обучения, как контроль за уровнем знаний, принимаемых обучающимся. Поэтому рано или поздно веселье и интерес сменяется такой порой как сессия.
Многие студенты, имея установку от своего окружения с высшим образованием, заранее её пугаются и начинают переживать. Им наверняка рассказывали о бессонных ночах перед экзаменом и подготовкой, которая часто оказывалась неудачной, а строгий преподаватель обязательно задавал сложные вопросы, лишь бы не поставить зачет, несчастному ученику.
Также помимо сессии у студента в жизни возникают различные дополнительные факторы стресса. Например, у взрослых людей часто уже имеется семья и работа, которым нужно уделять достаточно много времени. А молодые студенты часто испытывают проблемы с жильём и финансами. Это негативно влияет как на психологическое состояние студента, так и на само обучение.
Актуальность исследования заключается в недостаточной организованности и неподготовленности российского студента к сессии. Поэтому тема стрессоустойчивости студентов к сессии всё ещё актуальна в современном мире, несмотря на уже проведённые исследования таких учёных и экспертов в этой области как Уолтер Кэннон, Юрий Викторович Щербатых, Шагивалеева Гузалия Расиховна и Бильданова Виля Рустемовна, Роман Владимирович Куприянов и Кузьмина Юлия Михайловна и пр.
Необходимо адаптировать студентов к образовательной системе и новому виду промежуточной аттестации, выработав методические рекомендации и стратегии эффективной подготовки учащихся.
Объектом данного проекта будет являться подготовка учащихся высших учебных заведений к сдаче сессии.
Предметом - уровень стресса у студента в период сессии.
Цель работы - создание программы снижения уровня стресса студента в период сессии.
Задачами данного проекта являются:
- 1. Дать общую психологическую характеристику стресса;
- 2. Изучить методы исследования психологических особенностей стресса;
- 3. Выделить основные типичные ошибки при подготовке к сессии и определить способы их устранения;
- 4. Определить меры по увеличению стрессоустойчивости студентов к сессии.
Гипотеза исследования. Программа, основанная на дыхательной гимнастике поможет снизить уровень стресса у студентов.
Методы и методики исследования. Теоретические методы: анализ и синтез литературы по теме. Диагностические методы исследования: тест на уровень тревожности Спилберга Ханина.
База и выборка исследования. В исследовании участвовали 15 студентов обоих полов в возрасте от 19 до 22 лет.
Социальное, финансовое и семейное положение соответствует генеральной совокупности. Выборка формировалась рандомно.
Теоретические и методологические методы исследования. В основе исследования лежит теория стрессоустойчивости Г. Селье, который выделил три стадии стресса и выявил, что стресс вызывается внешними факторами и приводит к биологическим изменениям в организме. Согласно теории, бывает положительный стресс и отрицательный.
Методологическая основа исследования - тест на уровень тревожности Спилберга Ханина.
Новизна исследования. В процессе написания работы выявлены такие новационные особенности и закономерности изменения уровня стресса у студентов благодаря программе, основанной на дыхательной гимнастике.
Практическая значимость – результаты данного исследования будут полезны для студентов в период сессии и для преподавателей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.