Прогнозирование, моделирование, проектирование как важный аспект социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

План курсовой работы

Введение.

1. Сущность социального прогнозирования.

  • 1.1. Понятийный аппарат социального проектирования.
  • 1.2. Значение социального прогнозирования.
  • 1.3. Этапы социального прогнозирования.

2. Сущность социального моделирования.

  • 2.1. Понятие моделирования и требования к модели.
  • 2.2. Виды моделей и принципы их разработки.
  • 2.3. Этапы моделирования.

3. Социальное проектирование.

  • 3.1. Теоретические основы социального проектирования.
  • 3.2. Роль социального проектирования в работе с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение

Эффективное развитие социальной сферы государства является важным аспектом улучшения жизни общества в целом. Данная проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной. Общественные преобразования последнего времени в нашей стране ярко показывают необходимость прогнозирования последствий проводимых трансформаций путем проведения социально–прогностических исследований, использования потенциала прогнозирования, моделирования и проектирования в социальной сфере.

Современные тенденции развития общества оправдывает стратегию социального развития, определение краткосрочных и долгосрочных планов требует инициатив, современная широкой практики и мышления, основанного на интеграции знаний различных наук. Прогнозирование, проектирование и моделирование являются передовыми методами научного анализа и предсказания. Сущность данного научного и учебного направления состоит в систематическом анализе социальных процессов через призму теоретико–методологических принципов для выявления проблем и тенденций общественного развития, определения оптимальных путей решения социальных задач.

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе – это специальная отрасль социологии, изучаемая в контексте специфики социальной работы. В качестве основных направлений деятельности выделяются исследования прогнозно–проектных проблем взаимодействия социальных структур и соответствующей деятельности их представителей в лице организаций и групп, изучение различных категорий и методов исследования, а также онтологических, гносеологических и методологических аспектов прогностической теории.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались в трудах Я. Дитриха, П. Хилла, Ф. Ханика и других исследователей. Первые идеи о проектировании социальных систем в отечественной науке были высказаны И.И. Ляховым, В.М. Розиным, Б.В. Сазоновым, Г.П. Щедровицким и другими. С точки зрения социального управления эти проблемы рассматривались И.В. Бестужевым–Ладой, П.Н. Лебедевым. Собственно, теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И Пригожина, Ж.Т. Тощенко, а также в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова, О.Н. Яницкого и др.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Объектом исследования является социальное развитие.

Предмет исследования – планирование социального развития.

Целью настоящей работы является анализ эффективности применения методов проектирования, моделирования и прогнозирования в социальной работе на современном этапе.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить понятийный аппарат социального прогнозирования, моделирования, проектирования.
  • 2. Рассмотреть закономерности и особенности становления и развития механизма прогнозирования, проектирования и моделирования социальных явлений и процессов в российском обществе.
  • 3. Изучить основные методы моделирования, процессы прогнозирования и проектирования.
  • 4. Рассмотреть социальное проектирование в социальной работе с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  • 5. Разработать социальный проект для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: анализ научно–методической, нормативно правовой литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, синтез.

Характеристика курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении раскрывается значение выбранной темы, определяется её актуальность, цели, объект и предмет изучения. В первой главе определена сущность и специфика социального прогнозирования, рассмотрены задачи и методы, а также основные подходы к социальному прогнозированию, сложившиеся в отечественной и зарубежной социологии.

Во второй главе исследованы особенности социального моделирования. С помощью теоретических методов было определено понятие моделирования и требования к моделям. Далее рассмотрена характеристика видов моделей и изучены этапы моделирования.

В третьей главе представлены общенаучные принципы социального проектирования. Охарактеризовано проектное управление социальной сферы и проанализировать виды технологий социального проектирования на основе разновидности социальных проектов. Так же рассмотрены алгоритмы разработки социального проекта и представлен разработанный проект.

В заключении можно видеть итог исследовательской работы и выводы, сделанные непосредственно во время проведения исследования.

Список литературы состоит из 40 наименований.