Проблемы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.

  • 1.1. Теоретические аспекты реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.
  • 1.2. Основные проблемы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.

Выводы по 1 главе.

2. Специфика реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.

  • 2.1. Обобщение педагогического опыта по вопросам реализации инклюзивного образования в Российской Федерации и Республике Крым.
  • 2.2. Методические рекомендации по вопросам внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации.

Выводы по 2 главе.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. В последнее десятилетие проблемы детей с ограниченными возможностями привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Предоставление образования детям и молодым людям с ограниченными возможностями стало одним из стратегических направлений социальной и образовательной политики России.

Право детей с ограниченными возможностями на получение полноценного образования в среде сверстников прописано как в международных, так и в документах Федерального значения. Толчком для развития этого направления стало принятие Национальной доктрины РФ (2000г.), задающей цели обучения и воспитания подрастающих поколений до 2025г., присоединение России к Болонской декларации (сентябрь 2003г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010г.), а также принятие в 2012 г. Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Инклюзивное образование ориентировано на реализацию права каждого ребенка на получение образования без дискриминации по разным признакам – половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, эмигранта, вынужденного переселенца.

Проблема внедрения инклюзивных принципов в образовательную практику изучается как российскими, так и зарубежными исследователями (М.С. Староверова, Ф.Л. Ратнер, Н.М. Назарова, Н.Н. Малофеев, И.Ю. Левченко, Т.Г. Неретина, Т. Бут и др.).

Однако, не смотря на практические рекомендации, предлагаемые педагогами и психологами, а также значительное правовое подкрепление, инклюзия внедряется недостаточно активно в общеобразовательную систему и сталкивается с рядом трудностей. Это отчасти связано с отсутствием материально-технической базы, нехваткой кадров, недостаточной разработанности теоретико-педагогических основ реализации инклюзивного подхода в обучении детей с нарушениями интеллекта. Именно поэтому тема нашего исследования «Проблема реализации инклюзивного образования в Российской Федерации» является актуальной.

Цель исследования – теоретически изучить проблему реализации инклюзивного образования в РФ.

Задачи исследования:

  • 1. Провести анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по вопросам внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации.
  • 2. Изучить основные проблемы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.
  • 3. Обобщить педагогический опыт по вопросам реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.
  • 4. Разработать методические рекомендации по вопросам внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации.

Объект исследования – инклюзия как образовательный процесс.

Предмет исследования – особенности реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.

Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, сравнение результатов исследования, представленных в психолого-педагогической и методической литературе по теме исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.