Проблемное обучение на уроках истории

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы проблемного обучения.

  • 1.1. История развития проблемного обучения.
  • 1.2. Признаки проблемного обучения.

2. Организация проблемного обучения на уроках истории.

  • 2.1. Проблемное изложение.
  • 2.2. Эвристическая беседа.
  • 2.3. Исследовательский метод обучения.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Актуальность темы. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение - важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство учёных признают, что развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через проблемную деятельность.

Степень изученности проблемы. Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся.

В 20 столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. Значительный вклад в раскрытие проблемного обучения внесли в своих работах Р.С. Аппатовой («Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению» 1987 г.), М.Ю. Бухаркиной («Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» 2008 г.), определяется место проблемного обучения в общей системе обучения, описывается структура и классификация проблемных задач, влияние проблемной задачи на мыслительные процессы.

В зарубежной науке проблемное обучение рассматривалось в контексте активизации мышления информирования исследовательских методов: Дж.Брунер - «Процесс обучения» 1962 г.; К. Дункер - «Психология продуктивного (творческого) мышления» 1965 г., Я. А. Коменский, Г. Пойа и др.).

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном в работе «Принцип творческой самодеятельности» 1922 г. Мышление занимает ведущую роль в проблемном обучении человека.

С.Л. Рубинштейн классифицирует задачи на однозвенные, цепные, вспомогательные, простые и основные и отмечает, что в ходе решения задачи могут быть использованы вспомогательные задачи, способствующие нахождению ее решения. Определяя место и время использования вспомогательной задачи, С.Л. Рубинштейн пишет: «…решающим является не то, в какой момент испытуемому предъявляют вспомогательную задачу, а то, когда, на какой стадии анализа он ее соотносит с основной. Продуктивность этого соотнесения зависит от того, на какой стадии анализа основной задачи происходило ее соотнесение со вспомогательной».

Стоит упомянуть работы Вилькеева Д.В. «Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе» 1967 г., где было описаны особенности механизма познавательной деятельности у учащихся, также деятельность преподавателя, который реализует проблемный метод обучения.

Гальперина П.Я. в работе «Методы обучения и умственное развитие ребенка» 1985 г. рассматривает проблематику реализации проблемного обучения с учётом особенностей детей, к которым применяются данный метод.

Крутецкий В.А. («Психология обучения и воспитания школьников» 1986 г.) выделяет психологические особенности учащихся при интенсификации обучения проблемным методом обучения. Также Занкова Л.В. «Развитие учащихся в процессе обучения» 1963 г. касается такого вопроса при реализации проблемного метода обучения.

Людмилова Д.С. в своей работе «Некоторые вопросы проблемного обучения» 1975 г. выявляет проблемы в получении информации проблемным методом, которые требуют не только применения теоретических, но и практических сторон.

Махмутова М.И. в «Организации проблемного обучения в школе» 2003 г. ставит вопрос проблемного обучения как ведущего элемента в современной системе развивающего обучения.

Однако использование проблемных задач требует дополнительной систематизации материала и приемов его представления применительно к определенным условиям обучения в курсе истории.

Проблемный метод рассматривается как стратегия организации учебной и коммуникативной деятельности, нацеленная на стимулирование самостоятельного поиска по усвоению знаний путем решения проблемных задач в процессе разрешения проблемных ситуаций. Внедрение проблемности в учебную деятельность организуется через разработку проблемных задач, заданий и вопросов, через проблематизацию определенных аспектов обучения.

Хотя данная проблема обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому для исследования в курсовой работе была выбрана данная тема.

В связи с этим, цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
  • 2. Выделить признаки проблемного обучения.
  • 3. Охарактеризовать методы технологии проблемного обучения, которые могут применяться в учебной деятельности на уроках математики.
  • 4. Изучить структуру проблемного обучения.

Объектом курсовой работы является процесс проблемного обучения.

Предмет исследования - методы, формы, содержание проблемного обучения в учебной деятельности.

При написании курсовой работы были использованы такие методы как: теоретический анализ (подразумевает под собой выделение и обсуждение конкретных сторон, признаков, отличительных черт или же характеристик явлений и процессов.), индуктивный (процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему) и дедуктивный (метод мышления, следствием которого является логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок) методы, сопоставление источников, сравнительный анализ, составление библиографии.

В ходе исследования использовались методы эмпирического исследования: классификация, сравнение; изучение и анализ источников и литературы по теме исследования, метод систематизации и обобщения.

Характеристика источников. В данной работе использовались следующие источники:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы, 2010 г.). Этот источник представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

«Историко-культурный стандарт по истории Отечества» 2019 г. Данный источник содержит в себе основные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого, сочетающиеся с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, и исторических источников. Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.

ИКС по истории Отечества подводит к тому, чтобы «…побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы… учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций» - реализация заданных целей невозможно без использования проблемного метода.

Используемыми источниками по данной теме стали УМК по истории, такие как:

УМК «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс» за авторство Агибаловой Е.В., Донского Г.М. 2014 г. Данное издание учебника является переработанной версией в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. С учётом современных научных исследований описаны основные события средневековой истории; значительное внимание уделено культуре, быту и нравам средневекового общества. Результатом изучения курса является формирование системы знаний об истории человечества, понимание школьниками исторических ориентиров для самоидентификации в мире. Учебник соответствует требованиям Примерной программы по учебным предметам (История. 5-9 классы). Методический аппарат включает разноуровневые вопросы и задания, а также творческие и проектные работы к каждой главе.

Также стоит рассмотреть в качестве дополнений к основному УМК:

УМК «Перспектива» по предмету «Окружающий мир» (Плешаков А.А., Новицкая М. Ю.) для начальных классов. В курсе учащимся предлагается освоение способов решения проблем поискового характера. В ходе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника, в Приложении, в дополнительных и вспомогательных источниках необходимую информацию, проводят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу, делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста.

УМК «Гармония» по предмету «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова) для начальных классов. Проблемное обучение предусмотрено в данном УМК в различных формах организации учебного процесса (дидактические игры, проблемные уроки, экскурсии в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции).Проблемное обучение возможно также и через организацию проектной деятельности учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной).

Рассмотрение педагогической и методической литературы предоставило возможность выделить рабочую гипотезу:

  • - суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и в управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем;
  • - применение на уроках истории проблемного обучения позволит углубленно изучить исторические процессы, также понимать причинно-следственные связи.

Структура работы. Работа включает введение, две главы с подразделами, заключения, списка использованной литературы.

Основные положения, которые были вынесены на защиту:

  • 1. Сущность проблемного обучения в современном образовательном процессе.
  • 2. Исследовательский метод есть метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых учащимися.