Применение комплексов упражнений с собственным весом для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические и методические основы применения комплексов упражнений с собственным весом развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
- 1.1. Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста.
- 1.2. Характеристика силовых способностей.
- 1.3. Упражнения с собственным весом как средство развития силовых способностей.
- 1.4. Определение уровня развития силовых способностей.
2. Применение комплексов упражнений с собственным весом для развития силовых способностей у учащихся 10 класса на уроках физической культуры.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение А.
Приложение Б.
Приложение В.
Введение
Проблема развития мышечной силы у учащихся старшего школьного возраста представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических (неблагоприятную обстановку), экономических (падение жизненного уровня населения) и социальных условий жизни общества. К выше перечисленным факторам следует отнести также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой. Все яснее наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки 2000-х годов по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 80-х. По данным Т.Ю. Круцевича (2007) заметно снижается стремление к прогулкам с друзьями, просто активному отдыху. В это же время появилось такое увлечение, как работа на компьютере и компьютерные игры, чего не было раньше. Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ.
Одной из задач урока физической культуры является развитие силовых способностей у учащихся средних классов. Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.
Целенаправленное и избирательное развитие силовых способностей различных группы мышц основывается на четких представлениях о топографии мышечных напряжений при выполнении конкретных физических упражнений. Наиболее часто при выполнении физических упражнений работают несколько мышц одновременно (например, большая грудная мышца, дельтовидная, двуглавая мышца плеча). На эти мышцы приходится наибольшая нагрузка, и отно¬сительная слабость даже одной из мышц может существенно повлиять на качество выполнения упражнений.
Недостаточное развитие силовых способностей часто является основной причиной невозможности выполнить определённое двигательное действие. Например, выполнение стойки на голове и руках зависит от силы мышц-разгибателей рук, подъём переворотом в упор ? от силы разгибателей рук и брюшного пресса. Если не работать систематически над развитием силовых способностей, то со временем они утрачиваются, поэтому учитель физической культуры должен уделять особое внимание их развитию у учащихся среднего школьного возраста.
Анализ изученных источников показал, что такие ученые, как Павел Карпович Петров, Николай Владимирович Зимкин, Жорж Константинович Холодов, Василий Семенович Кузнецов и другие серьезно исследовали вопрос развития силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста.Они считают, что в среднем школьном возрасте развитие силовых способностей должно осуществляться за счет укрепления основных мышечных групп. Ведущим методом здесь является метод, основанный на применении динамических упражнений (в преодолевающем и уступающем режимах). Статические (изометрические) упражнения должны служить дополнением к ним. В среднем школьном возрасте развитие силовых способностей преимущественно используются упражнения с преодолением веса собственного тела.
В учебно-методической литературе предлагается перечень средств развития силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста. Однако предлагаемые средства развития силовых способностей не всегда объединены в комплексы с учетом особенностей развития учащихся среднего школьного возраста, этапа подготовки и индивидуальных возможностей занимающихся.
Поэтому проблемой научного исследования данной курсовой работы является поиск наиболее эффективных комплексов упражнений с собственным весом для развития силовых способностей у учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Объектом исследования является процесс развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования: использование комплексов упражнений с собственным весом для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Гипотеза: если на основе теоретического исследования и результатов диагностики подобрать и использовать в уроках физической культуры с учащимися старших классов комплексы упражнений с собственным весом, то это будет способствовать развитию их силовых способностей обучающихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать результативность применения комплексов упражнений с собственным весом для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи курсовой работы:
- - изучить теоретические и методические основы развития силовых способностей;
- - изучить требования к уровню развития силовых способностей у учащихся старших классов;
- - изучить особенности применения упражнений с собственным весом для развития силовых способностей;
- - разработать содержание практического исследования и реализовать его на уроках физической культуры;
- - проверить результативность практического исследования.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования:
- ? теоретические: а) анализ теоретических и методических аспектов развития силовых способностей; б) синтез для формулировки выводов на теоретическом уровне;
- ? эмпирические: а) тестирование для определения уровня развития силовых способностей у учащихся средних классов; б) моделирование для последующего составления комплексов упражнений с собственным весом для развития силовых способностей; в) оценка уровня развития силовых способностей у учащихся средних классов.
Этапы работы:
- - первый этап - выбор темы; подбор литературы; определение объекта, предмета, гипотезы и других компонентов исследования; составление плана; написание теоретической части; подбор материала для эмпирического исследования;
- - второй этап - исследовательский, практический; составление первоначального плана; подбор материала для организации практического исследования; написание практической части исследования;
- - третий этап - оформительский, заключительный; соотнесение результатов теоретического и практического исследования, формулировка выводов и заключений.
Структура курсовой работы: курсовая работа имеет введение; основную часть; заключение; список литературы; приложения. Во введении раскрывается актуальность применения комплексов упражнений с собственным весом для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры; выделены объект, предмет, определены цели и задачи работы, выдвинута гипотеза исследования, методы исследования; представлена новизна исследования и практическая значимость.
В теоретической главе представлены теоретико-методические основы развития силовых способностей старших школьников на уроках физической культуры в школе. В соответствии с целью и задачами исследования в первой главе раскрыто понятие “силовые способности”, показано развитие силовых способностей у старших школьников на уроках физической культуры.
Практическая часть курсовой работы представлена исследованием эффективности влияния упражнений с собственным весом для развития силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры в школе.
В заключении излагаются выводы, полученные в результате теоретического анализа исследуемой проблемы и выводы, полученные в ходе реализации практической части исследования.
Изучено 37 источников специальной учебно-методической литературы по теме исследования.
Новизна исследования заключается в том, что в работе сделана попытка обобщить теоретические и методические подходы к применению комплексов упражнений с собственным весом для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования студентами на педагогической практике разработанных комплексов упражнений собственным весом для развития силовых способностей у учащихся средних классов на уроках физической культуры.