Плавание в системе физкультурного образования

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

  • 1.1. История развития плавания.
  • 1.2. Значение плавания для укрепления организма ребенка дошкольного возраста.
  • 1.3. Особенности методики обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

2. Экспериментальное исследование обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

  • 2.1. Констатирующий этап эксперимента.
  • 2.2. Формирующий этап эксперимента.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность темы исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Купание, игры на воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для всестороннего развития. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности.

Проблемой нашего исследования является оптимизация процесса обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Плавание в системе физического образования».

Цель исследования – рассмотреть методику обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – методическая последовательность обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • - изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по изучаемой проблеме;
  • - раскрыть методическую последовательность обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста;
  • - разработать программу обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составляет положение о методике обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста (В.А. Аикин, И. Баранин, К.И. Безотечествов, Н.Ж. Булгакова, С.Ф. Вороненко, И.Л. Гончар, В.И. Кубышкин, Л.П. Макаренко, В.И. Маслов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эксперимент; анализ полученных результатов, обобщение.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный в исследовании перспективный план может быть использован в практической деятельности студентов, педагогов для обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.