Патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе
План курсовой работы
Введение.
1. Образование как социальный институт.
2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.
3. Патриотическое воспитание обучающихся начальной школы.
4. Обобщение опыта патриотического воспитания обучающихся начальной школы в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34».
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Введение
Актуальность. В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых актуальных и вместе с тем дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах российской государственности. Воспитание гражданина и патриота своей страны стало сейчас одной из важнейших задач современной школы. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Долгое время в России происходили изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Именно в это время утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала наиболее заметной. Все острее перед государством вставал вопрос о повышении эффективности патриотического воспитания.
Именно для этого государством перед школой сегодня была поставлена задача восполнить пробелы, имеющиеся в воспитании подрастающего поколения, способствовать их нравственному оздоровлению, формированию активной жизненной позиции. Данный государственный заказ на воспитание личности, формирование ее гражданско-патриотического воспитания определен в основополагающих документах Российской Федерации и, прежде всего, в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, патриотизм - это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, то есть край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос.
Понятие патриотизма включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Проблеме патриотического воспитания уделяется особое внимание на государственном уровне. Глава государства не раз обращал внимание на данный вопрос и не так давно отметил, что «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».
На основе созданной законодательной и методической базы для каждого учителя можно сформулировать цель и задачи воспитательной работы – это организация патриотического воспитания высоконравственной, образованной, творческой личности, умеющей и желающей проявлять заботу друг о друге, коллективе, с целью улучшения себя, окружающей жизни. Но самое главное, чтобы обучающийся сам пришел к осознанию важности участия в данном направлении деятельности. Для этого патриотическое воспитание должно быть четко распланировано и должно учитывать особенности и желания всех участников. Работа в данном направлении должна сопровождаться преемственностью дошкольного и школьного образования. Большую роль в данной воспитательной работе могут играть патриотические проекты, направленные на познание своей малой и большой Родины.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: Михаила Васильевича Ломоносова, Виссариона Григорьевича Белинского, Константина Дмитриевича Ушинского и многих других. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и это любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Современные педагоги и общественные деятели такие как: Лебедева Ольга Владимировна, Сергей Викторович Алексеев, Николай Фёдорович Бунаков, Семён Егорович Матушкин и многие другие, также уделяют данному вопросу патриотического воспитания большое внимание. Например, Лебедева Ольга Владимировна, которая является научным сотрудником Московского государственного института международных отношений, считает, что: «Как всякое чувство, патриотизм требует глубины переживания, но, возбуждаемый лишь при помощи внешних средств, он принимает ложное направление, становится поверхностным, обезличивается. Патриотические и национальные чувства, как и все нравственное, очень деликатные и нежные, прячутся от всякой фальши, неправды и лицемерия, требуют свободы, не терпят никакого стеснения. Искусственное внешнее побуждение не поддерживает, а убивает их. На них нельзя влиять принудительно, можно только косвенно. Патриотизм есть чувство, вера, которые нельзя вполне демонстрировать».
В данной работе мы ставим такую проблему, как организация патриотического воспитания обучающихся начальной школы посредством патриотических проектов. Актуальность проблемы определила выбор темы данной работы - «Патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе».
Объект исследования - процесс патриотического воспитания обучающихся в начальной школе.
Предмет исследования – патриотическое воспитание в начальной школе как направление воспитательной работы.
Цель работы: рассмотреть теоретические аспекты патриотического воспитания в начальной школе.
Задачи:
- - рассмотреть образование как социальный институт;
- - дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
- - раскрыть понятие «патриотическое воспитание», охарактеризовать формы, методы и направления патриотического воспитания;
- - обобщить опыт патриотического воспитания обучающихся начальной школы.
Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
Структура работы: работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.