Особенности симптоматики и диагностики алалии у дошкольников

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретическое обоснование особенностей симптоматики и диагностики алалии.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения алалии у дошкольников.
  • 1.2. Особенности этиологии и симптоматики алалии.

Выводы по главе 1.

2. Особенности речевого развития и коррекции речевых недостатков при алалии.

  • 2.1. Состояние речевой функции при алалии.
  • 2.2. Специфика методов и приёмов обследования ребёнка-алалика.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других – у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

Одним из наиболее сложных речевых нарушений является алалия. Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи, т.е. до 1-2 лет жизни ребенка.

Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.

Спорных вопросов и расхождений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на алалию, больше общих точек зрения, чем разногласий. Общее проявляется в основных, принципиальных установках на понимание дефекта, его механизма, путей преодоления.

Проблема детей, страдающих алалией, является объектом изучения учёных уже не одно десятилетие. Изучением механизмов и симптоматики алалии занимались такие выдающиеся ученые как В. А. Ковшиков, А. Н. Корнев, В. А. Калягин, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Е. Ф. Соботович, С. Н. Шаховская и другие исследователи.

Причины, вызывающие алалию, разнообразны. Большинство авторов указывает на воспалительные или травматические поражения головного мозга, на алиментарно-трофические обменные нарушения как во внутриутробном или природовом, так и в раннем периоде жизни ребенка (З. Е. Агранович, М. В. Белоусова, М. А. Уткузова, Е. Е. Иванова и др.).

Алалия не является простой задержкой развития речи. Динамическое изучение речи алалика обнаруживает своеобразие путей ее развития и специфические трудности, имеющие место на всех этапах этого развития, тогда как дети с запозданием речи, начав развиваться, в дальнейшем развиваются нормально и часто самостоятельно.

Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь начинает, хотя медленно и искаженно, но самостоятельно развиваться с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее, притом при систематической специальной помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.

Цель исследования – теоретическое изучение особенностей симптоматики и диагностики алалии у дошкольников.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения алалии у дошкольников;
  • 2. Обосновать особенности этиологии и симптоматики алалии;
  • 3. Охарактеризовать состояние речевой функции при алалии;
  • 4. Рассмотреть специфику методов и приёмов обследования ребёнка-алалика.

Объект исследования – процесс изучения и диагностики алалии у дошкольников.

Предмет исследования – особенности симптоматики и диагностики алалии у дошкольников.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования симптоматики и диагностики алалии у дошкольников.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 35 страниц.