Особенности речевых и неречевых нарушений при заикании

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретическое обоснование проблемы речевых и неречевых нарушений при заикании.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования речевых и неречевых нарушений при заикании.
  • 1.2. Причины и механизмы заикания.

Выводы по главе 1.

2. Методические особенности речевых и неречевых нарушений при заикании у дошкольников.

  • 2.1. Речевые и неречевые нарушения при заикании у детей дошкольного возраста.
  • 2.2. Методы и приемы коррекционно-логопедической работы с заикающимися дошкольниками.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в период становления речи (2-3 года).

Причинами возникновения заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подострые психические травмы – испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например, помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, заиканием.

Важное значение в происхождении заикания принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному «речевому климату» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, двуязычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, встречаются в случаях невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания (принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротической фиксации.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля – логопедов, невропатологов, психологов и др. Именно поэтому эта проблема актуальна и в настоящее время.

Проблемой заикания занимались многие отечественных и зарубежных специалистов: Л. С. Волкова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин, Л. М. Крапивина, Р. Е. Левина, И. А. Сикорский, В. И. Селиверстов и др.

Различные возрастные группы детей с заиканием широко освещали в своих исследованиях: Л. И. Белякова, Е. Ф. Рау, В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский и многие другие.

Цель исследования: теоретическое изучение особенностей речевых и неречевых нарушений при заикании.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования речевых и неречевых нарушений при заикании;
  • 2. Рассмотреть причины и механизмы заикания;
  • 3. Охарактеризовать речевые и неречевые нарушения при заикании у детей дошкольного возраста;
  • 4. Обосновать методы и приемы коррекционно-логопедической работы с заикающимися дошкольниками.

Предметом исследования является особенности речевых и неречевых нарушений при заикании.

Объектом исследования являются дети с заиканием дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы 38 страниц.