Особенности развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у дошкольников в норме и с расстройствами аутистического спектра.

  • 1.1. Понятия об оптико-пространственных представлениях.
  • 1.2. Характеристика пространственных представлений у детей дошкольного возраста в норме.
  • 1.3. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Выводы к 1 главе.

2. Диагностика пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и с расстройствами аутистического спектра.

  • 2.1. Содержание материала диагностической работы по изучению пространственных представлений.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность исследования. Значимость рассмотрения вопроса изучения особенностей развития оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра обусловлена тем, что на сегодняшний день стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности ребёнка, раскрытие и реализацию его способностей.

Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без умения ориентироваться в пространстве. Ориентировка человека в пространстве является одним из необходимых условий успешного познания и активного преобразования действительности. Важным умением, объединяющим различные виды учебной деятельности, является именно свободное оперирование пространственными образами.

Оптико-пространственные представления играют большую роль в формировании и осуществлении всех высших психических функций.

Формирование речевых функций, счётных операций, чтения и письма, конструктивного мышления обеспечивается благодаря полноценному развитию пространственных представлений.

Н.Я. Семаго указывает на то, что являясь одной из главных составляющих познавательной деятельности, пространственные представления и их сформированность имеют большое значение для полноценного развития ребёнка, и являются базой для усвоения школьных знаний и навыков.

В свою очередь, нарушения пространственных представлений в онтогенезе могут затруднять формирование высших психических функций и препятствовать ходу нормального развития личности ребёнка в целом.

Пространственные представления определяются как представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов.

В свою очередь, от самих предметов, а также от задач деятельности, реализуемых индивидуумом, зависит уровень обобщенности и схематизации пространственного образа.

С.Я. Рубинштейн указывала на то, что обучение является средством познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, таким образом, проходит благополучно, если базируется на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий.

Грубые, стойкие нарушения пространственной ориентации создают трудности в обучении и бытовой адаптации дошкольников с аутизмом. Для таких детей характерно особое, фрагментарное восприятие окружающей действительности, отсутствие целостного понимания происходящего. Из-за нарушенной пространственной ориентации аутичный ребёнок плохо осознает своё тело (И.И. Мамайчук).

Следовательно, процесс формирования оптико-пространственных представлений у детей с расстройствами аутистического спектра осложняется специфическим характером их развития и важно как можно раньше начать коррекционную работу с детьми данной категории.

В исследовании были использованы работы психологов, которые занимались изучением проблемы развития пространственных представлений у детей, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Объект исследования - процесс формирования оптико-пространственных представлений у детей.

Предмет исследования - особенности развития оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Цель исследования - изучить особенности формирования оптико-пространственных представлений у старших дошкольников.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить научную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме.
  • 2. Подобрать диагностический материал с целью изучения особенностей формирования оптико-пространственных представлений у старших дошкольников.

Гипотеза исследования - у детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформированы оптико-пространственные представления.

Структура курсовой работы. Курсовая работа на тему: «Особенности развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» состоит из:

Введения, в котором обосновывается актуальность проблемы, формулируется предмет, объект, цель, задачи, гипотеза исследования.

Главы I, в которой описываются теоретические основы формирования оптико-пространственных представлений у дошкольников с нормальным развитием и у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Главы II, в которой предложен материал для диагностики оптико-пространственных представлений у дошкольников.

Заключения, в котором обобщается значение проделанной работы и сформулированы основные выводы.

Списка литературы, состоящего из 48 источников.