Особенности развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у дошкольников в норме и с расстройствами аутистического спектра.
- 1.1. Понятия об оптико-пространственных представлениях.
- 1.2. Характеристика пространственных представлений у детей дошкольного возраста в норме.
- 1.3. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Выводы к 1 главе.
2. Диагностика пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и с расстройствами аутистического спектра.
- 2.1. Содержание материала диагностической работы по изучению пространственных представлений.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность исследования. Значимость рассмотрения вопроса изучения особенностей развития оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра обусловлена тем, что на сегодняшний день стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности ребёнка, раскрытие и реализацию его способностей.
Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без умения ориентироваться в пространстве. Ориентировка человека в пространстве является одним из необходимых условий успешного познания и активного преобразования действительности. Важным умением, объединяющим различные виды учебной деятельности, является именно свободное оперирование пространственными образами.
Оптико-пространственные представления играют большую роль в формировании и осуществлении всех высших психических функций.
Формирование речевых функций, счётных операций, чтения и письма, конструктивного мышления обеспечивается благодаря полноценному развитию пространственных представлений.
Н.Я. Семаго указывает на то, что являясь одной из главных составляющих познавательной деятельности, пространственные представления и их сформированность имеют большое значение для полноценного развития ребёнка, и являются базой для усвоения школьных знаний и навыков.
В свою очередь, нарушения пространственных представлений в онтогенезе могут затруднять формирование высших психических функций и препятствовать ходу нормального развития личности ребёнка в целом.
Пространственные представления определяются как представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов.
В свою очередь, от самих предметов, а также от задач деятельности, реализуемых индивидуумом, зависит уровень обобщенности и схематизации пространственного образа.
С.Я. Рубинштейн указывала на то, что обучение является средством познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, таким образом, проходит благополучно, если базируется на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий.
Грубые, стойкие нарушения пространственной ориентации создают трудности в обучении и бытовой адаптации дошкольников с аутизмом. Для таких детей характерно особое, фрагментарное восприятие окружающей действительности, отсутствие целостного понимания происходящего. Из-за нарушенной пространственной ориентации аутичный ребёнок плохо осознает своё тело (И.И. Мамайчук).
Следовательно, процесс формирования оптико-пространственных представлений у детей с расстройствами аутистического спектра осложняется специфическим характером их развития и важно как можно раньше начать коррекционную работу с детьми данной категории.
В исследовании были использованы работы психологов, которые занимались изучением проблемы развития пространственных представлений у детей, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
Объект исследования - процесс формирования оптико-пространственных представлений у детей.
Предмет исследования - особенности развития оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Цель исследования - изучить особенности формирования оптико-пространственных представлений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- 1. Изучить научную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме.
- 2. Подобрать диагностический материал с целью изучения особенностей формирования оптико-пространственных представлений у старших дошкольников.
Гипотеза исследования - у детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформированы оптико-пространственные представления.
Структура курсовой работы. Курсовая работа на тему: «Особенности развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» состоит из:
Введения, в котором обосновывается актуальность проблемы, формулируется предмет, объект, цель, задачи, гипотеза исследования.
Главы I, в которой описываются теоретические основы формирования оптико-пространственных представлений у дошкольников с нормальным развитием и у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Главы II, в которой предложен материал для диагностики оптико-пространственных представлений у дошкольников.
Заключения, в котором обобщается значение проделанной работы и сформулированы основные выводы.
Списка литературы, состоящего из 48 источников.