Особенности работы с детьми в разновозрастной группе
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах.
- 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах.
- 1.2. Понятие разновозрастной группы и ее особенности.
Вывод по первой главе.
2. Особенности организации жизни и деятельности детей в разновозрастной группе детского сада.
- 2.1. Опыт по организации работы в разновозрастной группе МОУ.
- 2.2. Особенности проведения занятий в разновозрастной группе.
Вывод к второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
В последнее время исследователи наблюдают рост числа разновозрастных групп. Разновозрастная группа предоставляет возможности для общения воспитателя с дошкольниками разного возраста, для формирования взаимоотношений между детьми разного возраста в совместной деятельности. Все исследователи показывают значительный развивающий потенциал разновозрастных групп, в которых ребёнок активнее, результативнее и естественнее социализируется и развивается. Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник», «ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок».
Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Этот «спрос» на разновозрастные группы обусловливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы. Многие исследователи оценивают разновозрастные группы и коллективы как оптимальную модель среды развития ребенка.
Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, воспитателям, работающим в разновозрастной группе, довольно непросто достигать достаточного уровня знаний и умений детей в рамках образовательного стандарта.
Актуальность темы определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы: число разновозрастных групп в детских садах в последние годы неуклонно растет. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Этот «спрос» на разновозрастные группы обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы.
В работе Т.Н. Дороновой, В.Г. Щур, Якобсон С.Г. исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста.
Особенности работы с детьми в разновозрастной группе исследовались В.Н. Аванесовой. Автор описывает различные варианты организации детей в процессе труда, игр, занятий.
Авторы: Минкина М. В., Буре Р. С., Михайленко Н. Я., Г.М. Лямина рассматривают формы деятельности в разновозрастной группе, межличностное отношение и общение детей, а также пытаются на практике применить разные методы по улучшению работы воспитателя в таких группах.
Объект исследования – организация жизнедеятельности детей.
Предмет исследования – проведение занятий как средства организации деятельности в разновозрастной группе.
Цель данной работы: на основе анализа психолого-педагогической литературы, информационных источников и педагогического опыта, теоретически обосновать основную работу в разновозрастной группы ДОУ.
Задачи работы:
- - провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах;
- - раскрыть понятие разновозрастной группы и ее особенности;
- - рассмотреть опыт по организации работы в разновозрастной группе МОУ;
- - выявить особенности проведения занятий в разновозрастной группе.
В работе используются также общепринятые общенаучные методы: теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы, исследование передового педагогического опыта, методы наблюдения, беседы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.