Особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей

План курсовой работы

Введение.

1. Психологическое благополучие как психологическая проблема.

  • 1.1. Понятие психологического благополучия.
  • 1.2. Психологические особенности подростков.
  • 1.3. Психологические особенности полных и не полных семей.

Выводы по теоретической части исследования.

2. Программа изучения особенностей психологического благополучия подростков из полных и неполных семей.

  • 2.1. Основные понятия, цель, задачи, гипотезы исследования.
  • 2.2. Предмет, объект, выборка, методы исследования.

3. Результаты изучения особенностей психологического благополучия подростков из полных и неполных семей.

  • 3.1. Изучение психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей.
  • 3.2. Изучение особенностей психологического благополучия по методике Рене Жиля.
  • 3.3. Уточнение особенностей психологического благополучия при помощи методики А.Я.Варга, В.В.Столин.
  • 3.4. Сопоставительный анализ полученных результатов.

Выводы по эмпирической части исследования.

Заключение.

Практические рекомендации.

Список литературы.

Введение

В последние десятилетия проблема психологического благополучия личности все чаще становится предметом изучения. Это вызвано практической необходимостью определения того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения. Анализ исследований по данной теме показал, что одним из основополагающих аспектов психологического благополучия является эмоциональный комфорт, который включает в себя такие составляющие как характер переживаний, самоотношение, субъективное отношение к собственной жизни, психоэмоциональный фон отношений. Многие работы посвящены изучению отдельных аспектов проблемы: тревожности и агрессивности; влиянию социальных изменений на формирование жизненных планов; переживанию подростков, находящихся в экстремальных условиях; взаимосвязи психологического состояния подростка с адаптацией. Исследователи связывают психологическое благополучие с психологическим здоровьем, состоянием гармонии между различными составляющими личности: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Так, О.В. Хухлаева выделяет аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационной компонент психологического здоровья.

Предпосылкой и необходимым условием поддержания психологического благополучия является сохранение психологического здоровья личности как «состояния психологического, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальные возможности ее эффективного взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно реализовывать свои индивидуальные ресурсы». На психологическое благополучие и психологическое здоровье личности оказывает влияние ряд факторов: объективные факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды понимают как факторы макроуровня (социально-экономические, культурные, общественные), так и факторы микроуровня (семья, ближайшее окружение). Именно они наиболее значимы для психологического благополучия детей и подростков.

Недостаточное внимание к проблеме психологического благополучия на ранних этапах становления личности, в детском и подростком возрасте, становится фактором риска дезадаптации во взрослом возрасте. Обеспечение психологического комфорта в период взросления позволяет предотвратить неблагоприятные последствия развития. Своевременная и качественная диагностика психологического благополучия детей позволяет осуществлять проведение адекватных коррекционных мер, предотвращающих возникновение нежелательных тенденций в развитии личности, появление различных форм отклоняющегося поведения, трудностей школьной и внешкольной деятельности подростка, в том числе депрессивного состояния. В связи с этим крайне важным является изучение психологического благополучия у подростков.

Cреди ученых, занимавшихся исследованием психологического благополучия в подростковом возрасте, можно выделить: Ю.С.Бородинчика, А.В. Воронину, О.А. Елисееву, О.А. Идобаеву, В.Н. Колесникова, Ю.И. Мельника, У.Б. Кузнецова, Н.Н. Лешинского, О.В. Лебедева, Г.В. Литвинову, Е.М. Павлову, Н.В. Панкова.

О.В. Лебедева отмечает, что под психологическим благополучием понимается «наличие у человека психического здоровья (отсутствие выраженных психических заболеваний); личностного здоровья (оптимальная внутренняя согласованность, сбалансированность различных изначально заданных и прижизненно образующихся мотиваций, характерологических и культурологических черт разного уровня и содержания друг с другом, а также с познавательными, психофизиологическими и физиологическими возможностями построения поведения».

Одним из факторов, оказывающих огромное влияние на формирование психологического благополучия у подростков, является психологический климат в семье. Воспитательную роль семьи трудно переоценить, но возникает проблема, как минимизировать негативное влияние семьи на воспитание подростка, и наоборот, максимизировать положительное влияние. Данное исследование будет посвящено решению этой проблемы.

Отсутствие в семье одного из родителей, вне зависимости от причины, оказывает существенное влияние на становление и развитие личности ребёнка. Известно, что утрата ребёнком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной и наркотической зависимости, невысокому чувству собственного достоинства и заниженной оценке собственных способностей.

Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на высокую теоретическую разработанность темы семьи и психологического благополучия в подростковом возрасте, в настоящее время нет однозначного ответа на то, является ли состав семьи необходимым условием психологического благополучия подростков.

Цель исследования – изучить особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей.

Задачи исследования:

  • 1. Провести теоретический анализ проблемы благополучия подростков из полных и неполных семей.
  • 2. Изучить особенности межличностных отношений подростков и их восприятия внутрисемейных отношений.
  • 3. Изучить особенности родительского отношения к подросткам из полных и неполных семей.
  • 4. Выявить особенности психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей.
  • 5. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.

Объект исследования – подростки из полных и неполных семей и их родители.

Предмет исследования – психологическое благополучие подростков из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования: мы предположили, что:

  • - психологическое благополучие подростков может быть связано с особенностями внутрисемейных отношений;
  • - психологическое благополучие подростков может быть связано с особенностями родительских отношений.

Выборка: в исследовании участвовало 24 подростка из полных семей и их родители (48 человек), 24 подростка из неполных семей и их родители (24 человека). Всего в исследовании приняли участие 48 подростков возрасте 12-16 лет и 72 человека родителей.

Методы исследования: теоретические методы: изучение научной литературы по проблеме исследования.

Эмпирические методы:

  • 1) «Шкала психологического благополучия Рифф» в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко.
  • 2) Методика Рене Жиля.
  • 3) Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.
  • 4) Методики математико-статистической обработки данных, корреляционный анализ Пирсона, ? критерии Фишера.

Методологической основой исследования является представление о родительском отношении как о личностной составляющей родителя (Г.Г. Филиппова, Н.П. Коваленко, С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева, Ж.В. Завьялова); структурный подход к описанию родительского отношения (А.Я. Варга, Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, Г.Г. Филиппова), позволивший охарактеризовать структуру родительского отношения; принципы детерминизма, системности и развития (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, и другие).

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, рекомендаций, списка литературы.