Особенности профессионального самоопределения современных школьников
План курсовой работы
Введение.
1. Особенности профессионального самоопределения современных школьников.
- 1.1. Специфика профессионального самоопределения у современных школьников.
- 1.2. Проблемы профессионального самоопределения у школьников.
2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения школьников.
- 2.1. Основные методы профессионального самоопределения.
- 2.2. Анализ методик по профессиональному самоопределению школьников.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что профессиональное самоопределение - это важный этап, который связан с определением своего места в жизни, формированием мировоззрения и процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности. Идеальная цель профессионального самоопределения в юношеском возрасте заключается в сформированной внутренней готовности учащегося самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и воплощать в реальность перспективы своего развития.
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно- управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение школьников должно предусматривать достижение такого уровня развития личности учащегося, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Стремление учащихся к оптимальному выбору профессиональной деятельности с учетом «внутренних» и «внешних» условий; оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, увеличивается с возрастом. Оптимальный выбор профессии понимается ими как предпочтение определенной профессии, то есть основной траектории будущего профессионального становления, с одновременным определением нескольких профессий как возможных других траекторий в случае возникновения серьезных препятствий при движении по основному пути профессионального развития. Это является актуальной проблемой данного этапа развития человека, успешное решение которой позволяет, полноценно участвовать в дальнейшей жизни общества, быть счастливым и успешным в других жизненных сферах.
Цель данной работы - раскрыть основные особенности профессионального самоопределения школьников.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
- - рассмотреть специфику и возможные проблемы профессионального самоопределения у современных школьников;
- - изучить методы профессионального самоопределения;
- - проанализировать различные методики по профессиональному самоопределению школьников;
- - сделать соответствующие выводы.
Объект - современные школьники на этапе выбора будущей профессии.
Предмет - процесс профессионального самоопределения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что выбор профессии школьника связан с определенным набором факторов.
Методы исследования: анализ психологической литературы, социологических текстов, наблюдение.
Практическая значимость. Анализ проведенного исследования может быть полезен педагогам, работающим с выпускниками школ, классным руководителям при проведении классных часов, направленных на профориентацию. Школьному психологу, оказывающему помощь в профессиональной ориентации старшеклассников, родителям выпускников, которые непосредственно принимают участие в профессиональном самоопределении своих детей, а также самим выпускникам средней школы.