Особенности применения креативных телесно-ориентированных практик в условиях внеурочной работы обучающихся старшего школьного возраста с нарушением зрения

План курсовой работы

Введение.

1. Особенности развития детей с нарушением зрительного анализатора.

  • 1.1. Характеристика нарушений зрения.
  • 1.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений детей школьного возраста с нарушениями зрительного анализатора.
  • 2.3 Двигательная деятельность у детей с нарушением зрительного анализатора.

2. Влияние креативных телесно-ориентированных практик на двигательную деятельность детей с нарушениями зрительного анализатора.

  • 2.1. Оптимизация двигательной деятельности детей с нарушениями зрительного анализатора.
  • 2.2. Креативные телесно-ориентированные практики как средство физического воспитания.
  • 2.3. Влияние занятий креативными телесно ориентированными практиками на организм детей с нарушением зрительного анализатора.

3. Особенности применения креативных телесно-ориентированных практик в условиях урочной и внеурочной работы обучающихся старшего школьного возраста.

  • 3.1 Формы и методы обучения.
  • 3.2 Безопасность проведения занятий и организация пространства.

Заключение.

Список литературы.

Введение

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), во всем мире насчитывается более 35 млн незрячих, в России - около 260 тыс.

В мире, построенном на способности видеть, зрение, являющееся ключевым органом чувств у человека, жизненно необходимо на каждом этапе нашей жизни. Новорожденному необходимо зрение, чтобы узнавать мать и поддерживать с ней взаимосвязь, малышу — чтобы овладеть равновесием и научиться ходить, школьнику — чтобы ходить в школу, читать и учиться, молодой женщине — чтобы участвовать в трудовой деятельности, пожилой женщине — чтобы поддерживать свою независимость.

Нарушение зрительного анализатора отрицательно влияет на физическое и психическое развитие личности. По наблюдениям врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями.

Задачей каждого коллектива, занимающегося реабилитацией детей с нарушением зрения, является внедрение в систему образования специальных организованных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения и адаптации к социальным требованиям общества в условиях специализированных школ. Одно из направлений работы - коррекционно-оздоровительное обеспечение физического здоровья детей.

Вопросам применения адаптивной физической культуры и ее частных методик в виде креативных телесно ориентированных практик к обучающимся с нарушением зрительного анализатора посвящено содержание следующих нормативно- правовых источников Российской Федерации:

  • 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  • 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413»
  • 3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  • 4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21).

Вопросами изучения физического развития и адаптивного физического воспитания в частности креативных телесно-ориентированных практик детей с нарушением зрительного анализатора занимались Л.Ф. Шапкова, Н.Л. Литош , Д.М. Маллаев и др.

О влиянии АФК в виде креативных, телесно-ориентированных практик на физическое состояние школьников с нарушением зрительного анализатора отражены в работах С.П. Евсеева, Ростомашвили Л.Н и др.

Актуальность. Развитие ребенка с дефектами зрения происходит во многом искаженно. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при отсутствии зрительного подражания в овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин — расстройством функций зрения на основе органических нарушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств, ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искаженное представление об окружающей действительности.

Так же снижение двигательной активности ребенка обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника.

Органические расстройства зрительного анализатора нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью.

Основным средством коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются физические упражнения, направленные на улучшение двигательной деятельности детей с нарушением зрительного анализатора. Этой задаче полностью отвечают креативные телесно ориентированные практики.

Сложности. Функция зрительного анализатора играет одну из ведущих ролей в развитии человека. С первых дней жизни зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации человека в пространстве. В силу нарушения зрения затруднена или полностью отсутствует способность к подражательной функции, что влечет за собой неверное выполнение заданных физических упражнений искажения осанки, вызывает ощущение неудачи и снижает интерес к выполнению физических двигательных занятий.

Объект исследования: особенности применения адаптивного физического воспитания посредством креативных телесно-ориентированных практик в условиях внеурочной работы обучающихся старшего школьного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: особенности применения креативных телесно ориентированных практик на двигательную деятельность обучающихся старшего школьного возраста с нарушением зрительного анализатора.

Цель работы: раскрыть особенности применения креативных телесно-ориентированных практик на двигательную деятельность обучающихся старшего школьного возраста с нарушением зрения.

Задачи исследования:

  • 1. Дать характеристику нарушений зрения.
  • 2. Раскрыть особенности физического развития и двигательных нарушений обучающихся возраста с нарушениями зрения.
  • 3. Выявить особенности применения физических упражнений и креативных телесно ориентированных практик на двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

Методы исследования:

  • - изучение и анализ литературы.
  • - работа с нормативными источниками.
  • - поиск информации в системе интернет.
  • - синтез и обобщение материала по проблеме исследования.