Особенности преобладающего типа акцентуации характера у подростков и его влияние на межличностные отношения
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические исследования влияния формирующегося типа акцентуации характера подростков на межличностные отношения со сверстниками.
- 1.1. Понятие межличностные отношения в психологии.
- 1.2. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками.
- 1.3. Особенности формирования типа акцентуации характера у подростков и его влияние на межличностные отношения со сверстниками.
Выводы по первой главе.
2. Опытно-экспериментальное исследование влияние типа акцентуации характера подростков на межличностные отношения со сверстниками.
- 2.1. Выявление типа акцентуации характера у подростков.
- 2.2. Определение особенностей межличностных отношений у подростков.
- 2.3. Изучение влияния типа акцентуации характера подростков на межличностные отношения со сверстниками.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Библиографический список.
Приложения.
Введение
Актуальность исследования. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В данный период не только происходит в целом перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и формируется сознательное поведение, в целом направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок в обществе. В подростковом периоде происходят различные изменения: физические, психологические, социальные и интеллектуальные. Тем самым происходит качественная перестройка, изменение межличностных отношений. Черты незрелой личности подростка в большей степени проявляются в типе акцентуации характера.Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает максимальных пределов и выходит так, что она у крайней границы нормы, то возникает при этом акцентуация характера.
Особенно, как указывают современные исследователи следует уделить изучению акцентуаций характера, как определенных крайних вариаций нормы, отличающиеся особой выразительностью, непропорциональностью некоторых черт личности, приводящие к ее дисгармонии. Такого вида дисгармония влияет на поведение подростка в межличностном взаимодействии. Исследование данной сферы личности будет способствовать не только выявлению наиболее целесообразных путей положительных изменений, произведение выборки индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, но и снижению конфликтности в процессе межличностного отношения, агрессивности подростка в целом.В каждом типе акцентуации присутствуют свойственные ему, отличительные от других типов, "слабые места". Проблема акцентуации характера была изучена К. Леонгардом, А.Е. Личко, Е.Н. Каменской, Л.Д. Столяренко, К.К. Платоновым и многими другими исследователями в этой области. Следовательно, данная проблема действительно актуальна.
Выявленная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Особенности преобладающего типа акцентуации характера у подростков и его влияние на межличностные отношения».
Объектом исследования являются межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: влияние формирующегося типа акцентуации характера подростков на межличностные отношения со сверстниками.
Целью работы является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у подростков с преобладающим типом акцентуации характера.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что преобладающий тип акцентуации характера влияет на межличностные отношения у подростков.
Для достижения поставленной цели нужно определить следующие задачи исследования:
- 1. Изучить понятие межличностные отношения в психологии.
- 2. Охарактеризовать специфику межличностных отношений подростков со сверстниками.
- 3. Выявить особенности формирования типа акцентуации характера у подростков и его влияние на межличностные отношения со сверстниками.
- 4. Проанализировать типы акцентуации характера у подростков.
- 5. Определить особенности межличностных отношений у подростков.
- 6. Изучить влияние типа акцентуации характера подростков на межличностные отношения со сверстниками.
Реализация поставленных задач осуществлялась с помощью следующих методов исследования:
- - теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
- - метод анкетирования;
- - метод тестирования.
База исследования: МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области.
Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – постановочный. На данном этапе осуществлялся выбор и осмысление темы исследования, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, определение методического аппарата.
Второй этап – собственно-исследовательский. На этом этапе реализовывалась экспериментальная работа, в ходе которой была выполнена проверка гипотезы исследования, а также теоретических положений, написанных в курсовой работе.
Третий этап – интерпретационно-оформительский. Осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, оформлялась курсовая работа.
Контингент испытуемых представлен учащимися МАОУ СОШ № 31 г. Ишима Тюменской области. В исследовании участвовало 80 подростков.
Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.