Особенности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников.

  • 1.1. Научное понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
  • 1.2. Направления патриотического воспитания во внеурочной деятельности.
  • 1.3. Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности.

Выводы по 1 главе.

2. Методические особенности организации патриотического воспитания у учащихся начальной школы.

  • 2.1. Особенности патриотического воспитания младших школьников.
  • 2.2. Формы патриотического воспитания учащихся начальных классов.
  • 2.3. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников.

Выводы по 2 главе.

Заключение.

Глоссарий.

Список используемой литературы.

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.

С самого раннего детства в семье начинается процесс формирования основ патриотизма и любви к своей Родине. При знакомстве с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, у детей постепенно складывается свое восприятие времени, прошлого и преемственности между разными поколениями, складывается свое мнение на происходящие события и свою причастность к ним. И, конечно же, воспитание патриотизма невозможно без участия школы.

Актуальность данного исследования заключается в том, что большинство нравственных качеств человека формируются в детские, школьные годы. Однако на сегодняшний день патриотическое воспитание находится в процессе перестройки в новых социально-политических условиях.

Самая первостепенная задача - это помочь учащимся с малых лет на доступных примерах из окружающей жизни осознать сущность патриотизма и воспитать чувство любви к Родине и чувство долга перед своим народом.

Актуализация проблемы усиливается тем, что школа как один из социальных институтов имеет высокий потенциал для создания педагогических условий патриотического воспитания подрастающего поколения.

В процессе организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях возможно и необходимо использовать различные формы организации воспитания учащихся, (например: экскурсии, круглые столы и обсуждения интересующих тем учащихся, научные общества, разнообразные спортивные и интеллектуальные секции, олимпиады и соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.).

Все данные формы отличаются от организационных форм в урочной системе обучения, и этим фактором могут заинтересовать учащихся и повлиять как на мировоззрение, так и на складывание патриотических чувств, гордости и чувства уважения к своей Родине.

Проблема патриотического воспитания уходит корнями в прошлое. Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма, считая, что патриотическое воспитание детей должно «подготовить человека для общества».

Проблемой патриотического воспитания занимались позже В.А. Сухомлинский, Ш.Ш. Хайруллин и другие, но в наши дни эта проблема приобретает особое значение. По мнению О.Р. Шеффер идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются нравственно-духовные интересы нации, вследствие того, что педагогические традиции, уходящие корнями в историю народа, требуют адаптации к сегодняшнему дню.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.

Проблема исследования: Каковы методы и приёмы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников во внеурочной деятельности, будут более эффективны?

Цель исследования: Изучение условий патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности на современном этапе образования.

Объект исследования: Патриотическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время.

Исходя из цели и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи:

  • 1. Изучить сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
  • 2. Выявить особенности патриотического воспитания младших школьников.
  • 3. Определить формы и методы патриотического воспитания младших школьников.
  • 4. Описать типы, виды и структуру внеурочных форм работы с младшими школьниками.

Методы исследования: теоретические, включая анализ, классификацию, обобщение.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка литературы.

Патриотизм - любовь к Родине. Это именно та черта человека, которая делает его достойным гражданином своей страны, полноценной личностью. Школа должна научить младших школьников гордиться своей Родиной и народом, уважать их великую нелёгкую историю. Многое даёт школа: именно она нам закладывает тот фундамент, на котором будет строиться наша дальнейшая картина мира.