Особенности овладения фонематической системой языка детьми дошкольного возраста с ОНР
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретическое обоснование проблемы овадения фонематической системой языка у детей дошкольного возраста с ОНР.
- 1.1. Психолого-педагогическая характеристика фонематической системы у дошкольников.
- 1.2. Особенности фонематичекой системы у детей с ОНР.
2. Экспериментальное изучение особенностей овладения фонематической системой языка детьми дошкольного возраста с ОНР.
- 2.1. Методики констатирующего эксперимента.
- 2.2. Анализ результатов экспериментального исследования.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.
Изучением общего недоразвития речи занимались Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.Н. Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематической системы языка и фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
По мнению многих лингвистов, психологов, психолингвистов (В.И.Бельтюкова, Г.И.Жаренковой, Г.А.Каше, В.А. Ковшикова, Р.И.Лалаеввой, Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, А.Д.Салаховой, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, М.Е.Хватцева, Г.В.Чиркиной и других) одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Таким образом можно сказать, что развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи уделено недостаточное внимание, поэтому эта тема является актуальной.
Целью исследования является изучение особенностей овладения фонематической системой языка дошкольниками с ОНР.
Объект исследования - процесс овладения фонематической системы.
Предмет исследования - состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у детей с общим недоразвитием речи фонематическая система языка недостаточно сформирована. Фонематический анализ и синтез значительно отстают от дошкольников с нормальным речевым развитием.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформированы следующие задачи:
- - провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- - осуществить подбор методик по данной теме;
- - осуществить экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей овладения фонематической системой языка детьми дошкольного возраста с ОНР;
- - проанализировать результаты эксперимента.
В исследовании были использованы следующие методы:
- - теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- - эмпирический (психолого-педагогический констатирующий эксперимент).
Экспериментальная база. Экспериментом охвачено 5 детей (дошкольников 5-6 лет) с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня,5-с нормальным речевым развитием, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении №102 "Аленький цветочек", города Череповца.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе представлены таблицы.