Особенности навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретическое обоснование проблемы навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • 1.1. Психолингвистические основы словообразования у дошкольников.
  • 1.2. Особенности навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР.

2. Экспериментальное изучение словообразования у детей с ОНР дошкольного возраста.

  • 2.1. Методики констатирующего эксперимента.
  • 2.2. Анализ результатов экспериментального исследования.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Данная работа посвящена одной из важнейших и до сих пор мало изученных проблем психолингвистики и логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), то есть имеющих нарушение всех компонентов языковой системы. В логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.).

Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.Н Гвоздев, Т.Н. Ушакова, М.М. Кольцова, В. Штерн и многие другие ученые.

Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и и другие.

Актуальность исследования. Лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. По мнению многих из них, нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.

Цель исследования - изучение навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования - процесс развития словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования - особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования – предположим, что у дошкольников с ОНР особенности словообразования проявляются как в количественном, так и в качественном аспектах. При этом наиболее существенными и выраженными признаками несформированности словообразовательных процессов у этих детей являются нарушения выделения, обобщения и дифференциации значений словообразовательных аффиксов (морфем, которые присоединяются к корню и служат для образования слов).

Согласно поставленной цели, выделенным объекту, предмету и гипотезе исследования, мы определили задачи курсового исследования:

  • - провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • - осуществить подбор методик по данной теме;
  • - осуществить экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР;
  • - проанализировать результаты эксперимента.

В исследовании были использованы следующие методы:

  • - теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
  • - эмпирический (психолого-педагогический констатирующий эксперимент).

Экспериментальная база. Экспериментом охвачено 5 детей (дошкольников 5-6 лет) с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня,5-с нормальным речевым развитием, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении №102 "Аленький цветочек", города Череповца.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе представлены таблицы.