Особенности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы проблемы особенностей навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
- 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- 1.2. Особенности развития связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Выводы по главе 1.
2. Методические особенности развития навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
- 2.1. Диагностика уровня сформированности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
- 2.2. Основные направления логопедической работы по развитию навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность исследования. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Общее недоразвитие речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой и личностной сфер дошкольника. Отклонения от нормы проявляются в игровой, бытовой и прочей деятельности.
Сегодня множество детей страдает общим недоразвитием речи. С диагнозом ОНР полноценное развитие речи становится актуальной проблемой. С детьми с ОНР обязательно должна проводиться логопедическая работа.
Одна из главных задач при осуществлении логопедической работы с ребенком – это помощь в формировании у него связной монологической речи. Развитие монологических способностей помогает преодолеть системное речевое недоразвитие и облегчает обучение детей в школе.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
И только поэтапная работа с детьми по развитию навыков пересказа поможет повысит эффективность логопедической коррекционной работы по развитию навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
В современных психологических и педагогических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи не достигают уровня, необходимого для полноценного обучения ребёнка в школе.
Исследователи А. Н. Гвоздев, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина отмечают сложную организацию связной речи и указывает на необходимость специального речевого обучения. Однако, пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития связной речи в школьной логопедии, по оценке Т. А. Ладыженской, ещё недостаточно сформирована. Это вынуждает учителей-логопедов обращаться к обще дидактическим рекомендациям, опираться на приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей.
Цель исследования – теоретически изучить особенности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- 1. Провести анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- 2. Раскрыть особенности развития связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи;
- 3. Описать диагностические методики навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи;
- 4. Охарактеризовать основные направления логопедической работы по развитию навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс логопедической работы по развитию навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 34 страницы.