Особенности нарушения звукопроизношения у дошкольников с аномалиями прикуса
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты изучения образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
- 1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР.
- 1.2. Специфика формирования образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Выводы по первой главе.
2. Теоретический анализ проблемы формирования образной речи у дошкольников с ОНР.
- 2.1. Обзор методик, направленных на формирование образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
- 2.2. Влияние художественной литературы на формирование и развитие образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Общее недоразвитие речи – это тяжелое нарушение речи, при котором имеют место: нарушение звуковой стороны речи (звукопроизношение), нарушен фонематический слух (способность к различению звуков), грамматический строй речи (словообразование, сочетания слов, построение предложений, изменение слов), лексика (словарный запас). Страдает смысловая сторона речи. Имеют место специфические ошибки в письменных работах, трудности по чтению.
Для детей с ОНР характерны определённые психофизические особенности. У них, как правило, наблюдается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, плохой координации движений, нарушении процессов возбуждения и торможения, замедленное включение в деятельность, слабая заинтересованность. Имеет место недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с товарищами, мотивации).
Почти все дети с ОНР испытывают значительные трудности при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности, что проявляется в моторной неловкости, некоординированности движений рук и ног - с одной стороны, и в трудностях воспроизведения ритмов - с другой. У большинства детей наблюдается нарушения оптико-пространственной ориентации.
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные нарушения пространственных представлений, чувство ритма, координации мышц плечевого пояса, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики рук. Эти неречевые процессы являются важной составляющей общего состояния готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи ниже возрастной нормы.
В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для старших дошкольников сречевыми расстройствами решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
Проблема ориентировки в пространстве и формирования пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
Несформированность оптико-пространственных функций приводит к трудностям дифференциации зрительных образов букв и цифр, к оптическим дислексиям и дисграфиям, к дискалькулиям, что затрудняет школьную адаптацию детей, отрицательно влияет на формирование личности.
Данная проблема является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.
Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.
Вместе с тем, методические подходы к формированию у детей ритмических способностей чётко не определены, нет относительно полной характеристики музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с ОНР. В связи с этим, актуальной является проблема изучения у детей с ОНР особенностей развития музыкально-ритмических способностей, разработка системы формирования у этой категории воспитанников музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи.
Таким образом, актуальность проблемы изучения оптико-пространственных представлений и чувства ритма старших дошкольников с ОНР обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера, сформированность зрительно-пространственных функций и чувства является значимой предпосылкой овладения грамотой.
Для оптимизации процесса обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНРнеобходимо целенаправленное изучение вопросов, касающихся выявления особенностей нарушений, связанных с недоразвитием оптико-пространственных функций и чувства ритма.
Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций и чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для реализации цели выдвинут ряд задач:
- 1. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
- 2. Подбор методик, направленных на исследование уровня сформированности оптико-пространственных функций и чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- 3. Экспериментальное изучение особенностей оптико-пространственных функций и чувства ритмау детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- 4. Качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.
Объект исследования: оптико-пространственные функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: особенности формирования оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены представления об особенностях оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Практическая значимость исследования: данное исследование может быть использовано при планировании педагогической работы по воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР.