Особенности межличностных отношений в различных социальных стратах

План курсовой работы

Введение.

1. Сущность социальной стратификации.

  • 1.1. Понятие стратификации и природа ее возникновения.
  • 1.2. Естественное и социальное неравенство как основа стратификации.

Вывод по первой главе.

2. Межличностные отношения в системе социальной стратификации.

  • 2.1. Межличностные отношения и их взаимосвязь с социальными ролями.
  • 2.2. Анализ характерных социально-психологических особенностей страт.
  • 2.3. Психология межклассовых и внутриклассовых отношений.

Вывод по второй главе.

3. Применение результатов исследования в средних образовательных учреждениях на примере преподавания темы «Социальная структура и социальные отношения» в 11 классе.

Вывод по третьей главе.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена сложностью вопроса стратификации, наличием большого количества подходов к рассмотрению данной темы, а также широкого множества критериев для разделения общества. Социуму присуща постоянная динамичность изменений и тенденций. Без анализа социальной структуры общества представляется невозможным понять истинную сущность общественных отношений и процессов, а также их последствий в целом для конкретных групп населения.

Природа взаимоотношений между людьми изучалась в рамках социологии, философии, истории и других наук на протяжении многих десятилетий. Разнообразие социальных ролей неизменно приводило к усложнению системы межличностных отношений внутри различных групп и между ними. Актуальной остается проблема их упорядочивания и уравновешивания, достижения баланса в различных социальных аспектах жизни общества.

Таким образом, объектом исследования являются общественные отношения в различных социальных стратах современного общества, а предметом исследования – критерии выделения и особенности формирования межличностных отношений внутри и между социальными стратами.

Теоретическую базу данного исследования составили труды по социологии в области изучения социальной стратификации.

П. Сорокин в своих работах приводит определение социальной стратификации, рассматривает исторически сложившиеся формы систем стратификации и подходы других ученых к их выделению.

В книге Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева «Социология. Основы общей теории» ученые описывают формы и причины возникновения социального неравенства и конфликтов, анализируют характер межличностных отношений индивидов в группах и коллективах.

В трудах В.И. Добренькова и А.И. Кравченко изучается природа стратификации, параметры и критерии выделения страт, описываются механизмы социальной мобильности.

В указанной работе Н.Е. Тихоновой «Средний класс: теория и реальность» рассматриваются особенности существования различных социальных групп. Особенно подробное внимание уделяется среднему классу.

Для разработки конспекта урока обществознания нами были использованы методологические разработки и научные публикации А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой, где описываются психологические особенности развития детей школьного возраста, указываются способы активизации их познавательной деятельности.

Благодаря трудам педагогов-психологов Н.С. Дорошенко и Т.В. Драгуновой, нам удалось составить конспект урока, который включает в себя разнообразные виды познавательной деятельности с учетом психологических и возрастных особенностей детей.

Проблема стратификации современного общества не перестает привлекать внимание исследователей. Существует достаточно большое количество исследований по изучаемой теме: от небольших статей до объемных монографий и учебных пособий.

Тем не менее, степень изученности вопроса нельзя признать удовлетворительной. Данной теме посвящены научные статьи таких авторов, как Н.А. Бутенко, Е.Ю. Зубкова, Р.А. Костин, послужившие материалом исследования. В своих трудах они освещают проблемы изучения современной стратификационной системы общества, рассматривают критерии ее выделения и сопоставляют различные точки зрения социологов и историков.

Цель нашего исследования заключается в рассмотрении особенностей межличностных отношений внутри различных страт, выходящих в состав социальной структуры современного общества и между ними.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  • 1. Изучить понятие и природу возникновения социальной стратификации;
  • 2. Рассмотреть естественное и социальное неравенство как основу стратификации;
  • 3. Описать систему стратификации современного общества;
  • 4. Определить межличностные отношения между и внутри страт;
  • 5. Выявить характерные особенности межличностных отношений каждой страты;
  • 6. Составить на основе исследованных материалов методическую разработку урока на тему «Социальная структура и социальные отношения».

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что материальные и нематериальные различия между различными социальными стратами определяют характер формирования межличностных отношений внутри и между ними.

Научная новизна работы заключается в проведении анализа и выявлении особенностей формирования межличностных отношений между стратами современного общества, а также критериев, определяющих их характер; а также последующем использовании полученной информации при составлении методической разработки урока на тему: «Социальная структура и социальные отношения».

Для выполнения поставленных задач использовались различные методы исследования. Исторический и хронологический методы позволили рассмотреть существовавшие в разные периоды формы неравенства и стратификации общества. С помощью сравнительного метода выявлены общие и особенные характеристики социальных страт, определяющие характер межличностных отношений внутри них и между ними. При исследовании таких категорий, как «система стратификации», «межличностные отношения» использовался метод индукции, позволяющий раскрыть данные понятия. Структурно-функциональный метод помог выявить структурные элементы, из которых состоит рассматриваемая система устройства общества.

Практическое значение работы определяется возможностью использования её результатов при изучении курса обществознания в школах и средне-специальных учебных заведениях, организации факультативных занятий.

Апробация. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на XXII Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения». Тезисы доклада сданы в печать.

Цели и задачи исследования определили структуру работы. Настоящее исследование состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении объясняется актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, а также определяется цель и задачи работы. Также указывается ее практическая значимость.

В первой главе рассматривается сущность социальной стратификации, природа ее возникновения, вопрос определения социальных страт, сравниваются взгляды и подходы к организации социальной стратификации. Рассматриваются явления люмпенизации и маргинализации в рамках стратификации.

Вторая глава содержит теоретическую информацию по социально-экономическим и социально-психологическим признакам, характерным для каждой страты. Также рассматриваются понятия межличностных отношений и социальной мобильности. На основе статистических исследований выявляются характерные особенности каждой страты, межличностных отношений внутри и между ними.

Третья глава представляет собой методические разработки урока обществознания на тему: «Социальная структура и социальные отношения». Представляется технологическая карта.

В заключении подводятся итоги проведённой работы и формулируются выводы.