Особенности коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы изучения проблемы коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.
- 1.1. Сущность и характеристика видов агрессивного поведения в подростковой среде.
- 1.2. Особенности социально-педагогической профилактики агрессий среди подростков.
2. Методические основы изучения социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в подростковой среде.
- 2.1. Опыт экспериментального изучения социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков.
- 2.2. Условия эффективности социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковой среде.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность исследования. Агрессивность и агрессивное поведение в нашем мире вызывают серьезное беспокойство. В современной жизни они являются едва ли не одними из самых важных и широко обсуждаемых проблем. Ни для кого не секрет, что агрессивность и насилие, угрожающие сегодня всему обществу, набирают все большую мощь и, несомненно, не могут оставить равнодушными ни одного человека.
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам.
Проблема агрессивности подростков затрагивает все общество в целом, вызывала и вызывает глубокое беспокойство среди родителей, психологов, педагогов, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Так как, во-первых, агрессия является неотъемлемой частью динамической характеристики активности и адаптивности человека. Во-вторых, личность в социальном плане должна обладать определенной степенью агрессивности. В норме она может оказываться социально приемлемым и даже необходимым качеством. В противном случае, это приводит к ведомости, конформности, подавленности, пассивности поведения, особенно в подростковом возрасте.
Тема исследования актуальна, так как в настоящее время агрессивность не обусловлена только возрастными и физиологическими особенностями, а является повсеместной и неотъемлемой частью поведения. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в подростковом возрасте, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др. В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях П.П. Блонский, Г.Э. Бреслав, Л.С. Выготский, Л.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.
Из вышеизложенного, можно выявить противоречие между теоретической разработанностью проблемы подростковой агрессивности и недостаточностью практических разработок по коррекции агрессивности у подростков.
Проблема исследования - каковы психолого-педагогические особенности коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования - процесс коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: процесс коррекции агрессивности у подростков будет эффективным, при соблюдении следующих условий: изучении причин агрессивного поведения подростков; своевременной коррекционной работы с использованием интерактивных методов, привлечении специалистов: классного руководителя, психолога, инспектора ПДН.
На основе поставленной гипотезы можно сформулировать задачи исследования:
- 1. Определить сущность и содержание понятия «агрессивность».
- 2. Рассмотреть особенности подростковой агрессивности.
- 3. Провести диагностику агрессивности у подростков.
- 4. Разработать программу коррекции агрессивности подростков.
Методы исследования: наблюдение, тест Басса – Дарки, графическую методику М. А. Панфиловой «Кактус», Фрайбургский многофакторный личностный опросник.
База исследования: МБОУ «СОШ № 55», г. Чебоксары.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.