Особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • 1.1. Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи, специфика проявления нарушения.

Выводы по главе 1.

2. Методические аспекты формирования интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • 2.1. Особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
  • 2.2. Направления логопедической работы по формированию интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Широкая распространённость нарушений речи у детей дошкольного возраста, трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как специалистов, так и широкого круга родителей. У детей с речевой патологией, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стёртой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи II-III уровней.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНр) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Многие выдающиеся ученые занимались этой проблемой: Г. А. Каше, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова и многие другие. Однако процесс овладения интонацией не подвергался тщательному изучению. В связи с этим возрастает интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, так как интонация играет важную роль в процессе общения, а именно адекватного восприятия и понимания своего партнера.

Недостаточная интонационная выразительность у детей с дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей. Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, что и определило актуальность выбранной нами темы.

Цель исследования – теоретически изучить особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Обосновать понятие «фонетико-фонематического недоразвития речи»;
  • 3. Охарактеризовать особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
  • 4. Рассмотреть направления логопедической работы по формированию интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Объект исследования – процесс становления речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности формирования интонационной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Методы исследования:

  • - теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 36 страниц.