Особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- 1.1. Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
- 1.2. Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи, специфика проявления нарушения.
Выводы по главе 1.
2. Методические аспекты формирования интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- 2.1. Особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- 2.2. Направления логопедической работы по формированию интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность исследования. Широкая распространённость нарушений речи у детей дошкольного возраста, трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как специалистов, так и широкого круга родителей. У детей с речевой патологией, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стёртой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи II-III уровней.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНр) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Многие выдающиеся ученые занимались этой проблемой: Г. А. Каше, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова и многие другие. Однако процесс овладения интонацией не подвергался тщательному изучению. В связи с этим возрастает интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, так как интонация играет важную роль в процессе общения, а именно адекватного восприятия и понимания своего партнера.
Недостаточная интонационная выразительность у детей с дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей. Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, что и определило актуальность выбранной нами темы.
Цель исследования – теоретически изучить особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- 2. Обосновать понятие «фонетико-фонематического недоразвития речи»;
- 3. Охарактеризовать особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- 4. Рассмотреть направления логопедической работы по формированию интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс становления речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности формирования интонационной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- - теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 36 страниц.