Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством сюжетно-ролевых игр

План курсовой работы

Введение.

1. Психолого-педагогическая литература о сущности общения как специфической деятельности человека.

  • 1.1. Проблема формирования общения в научной литературе.
  • 1.2. Закономерности формирования коммуникативных умений у дошкольников.
  • 1.3. Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения.
  • 1.4. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Выводы по первой главе.

2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения.

  • 2.1. Исследование коммуникативных умений у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

Введение

Актуальной проблемой современного дошкольного образования является развитие языковой и коммуникативной компетентности у дошкольников. В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в языковом развитии. Специалисты наблюдают общую тенденцию к снижению языковых способностей. Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Речевое общение оказывает огромное значение на развитие личности дошкольника в целом. Проблема общения у дошкольников являлось предметом исследования В.А, Горяновой, О.В. Забровской, М.И. Лисиной и др.

В современной школе обучение ведётся по интенсивным развивающим программам и технологиям, и поэтому к личности выпускника дошкольного учреждения предъявляются более высокие требования. Так особые требования предъявляются к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку, как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребёнка в ДОУ, заключается в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности передать имеющиеся знания вербально. Особую проблему в освоении коммуникативной деятельности испытывают дети с нарушением зрения.

Проблема общения у детей с нарушениями зрения являлась предметом исследования Г.В. Григорьевой, В.П. Ермакова, М.И. Земцовой и др.

Высокий уровень значимости проблемы коммуникативного развития дошкольников с одной стороны и недостаточный уровень проработанности данной проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников с нарушения обуславливает актуальность обращения к теме «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством сюжетно-ролевой игры».

Цель исследования – теоретически изучить и выявить особенности формирования коммуникативных умений детей с нарушением зрения.

Задачи:

  • 1. Изучить проблему исследования в научной литературе.
  • 2. Выявить закономерности формирования коммуникативных умений у дошкольников.
  • 3. Проанализировать особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения.
  • 4. Определить место и роль сюжетно-ролевой игры как средства формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения.
  • 5. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения .

Методы исследования: метод анализа научных источников, метод тестирования.

База исследования: детский сад комбинированного вида №19 п. Рощино. "Солнышко".

Выборка: участниками исследования являются 24 ребенка дошкольного возраста, составляющих две группы – экспериментальную и контрольную. Все участники исследования имеют нарушения зрения.

Структура исследования соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.