Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты организация самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе.

  • 1.1. Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема.
  • 1.2. Цели, задачи, функции и классификация видов самостоятельной работы.
  • 1.3. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии.

2. Опыт организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии.

  • 2.1. Диагностика уровней развития самостоятельной работы учащихся на уроках географии.
  • 2.2. Организация самостоятельной работы учащихся 8-го класса при изучении темы «Климат России».
  • 2.3. Педагогическая интерпретация полученных результатов.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение

По мере внедрения в школах Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учителям все чаще приходится прибегать к организации самостоятельной работы учащихся. Это касается не только русского языка и математики, где данный вид работ – обычная практика. Сейчас данный метод обучения широко применяется на всех учебных предметах, среди них - география. Что же такое самостоятельная работа, о которой так много разговоров ведется сегодня и которой уделяется одно из первых мест в российском образовании? В чем необходимость и каковы особенности ее применения на современном уроке географии? Стоит ли воспринимать данный вид работы только как способ проверки знаний, или же с его помощью можно заинтересовать учащихся изучаемым предметом, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки?

В. Г. Крысько считает: «Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям».

В настоящее время существует масса подходов к классификациям самостоятельных работ в зависимости от их цели, содержания, методов выполнения. Большое значение в любой работе имеет правильная постановка цели, в противном случае выполнение работы бессмысленно, т.к. желаемый результат не будет достигнут.

Впервые классификация самостоятельных работ по дидактической цели была представлена Б. П. Есиповым, который выделяет три типа самостоятельных работ. Это работы, целью которых являются:

  • - получение новых знаний;
  • - использование на практике приобретенных знаний;
  • - повторение и проверка знаний, умений и навыков учащихся.

В процессе обучения работы каждого из этих типов необычайно важны, т.к. в комплексе они способствуют не только приобретению новых знаний и контролю их усвоения (в т.ч. самоконтролю), но и позволяют осознать их практическую важность.

Необходимость широкого распространения самостоятельной работы школьников сегодня – ФГОС, устанавливающий требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, один из пунктов которого гласит: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: … индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов; … формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности…».

Программа развития универсальных учебных действий, в соответствии с ФГОС, должна обеспечивать «… развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию», а значит, учащийся должен самостоятельно работать не только по требованию учителя, но и уметь мотивировать себя на самостоятельную работу.

На уроках географии самостоятельные работы (в т.ч. практические и лабораторные) – неотъемлемая часть обучения, т.к. именно они «сближают» теорию с практикой, наглядно иллюстрируют школьникам физико-географические и экономические аспекты географического образования.

Самостоятельные работы можно отнести к практическим и репродуктивным методам обучения. «Практические методы выделяются по объектам изучения (географическая действительность и ее модели) и предназначены для формирования у школьников умений и навыков, приучения вести самостоятельную работу, добывать новые знания и усваивать их».

Репродуктивный метод «… направлен на закрепление знаний, формирование умений и их применений по образцу. Задача учителя заключается в организации с помощью системы заданий репродуктивной деятельности учащихся…».

И. В. Душина и Г. А. Понурова выделяют следующие виды средств обучения на уроках географии:

  • - вербально-информационные (учебники и учебные пособия)
  • - наглядные (географические карты, картосхемы, таблицы, диаграммы и др.)
  • - аудиовизуальные (технические средства обучения).

Так как самостоятельная работа учащихся направлена не только на получение и проверку знаний, но и на формирование навыков использования различных информационных источников, целесообразно применять для данного типа работ все из представленных средств обучения.

Самостоятельная работа с вербально-информационными средствами позволяет:

  • - формировать у учащихся ЗУН работы с печатными источниками информации, а именно: нахождение и отбор необходимой информации в источник, анализ найденной информации, применение полученной информации с целью выполнения заданий;
  • - осуществлять контроль за усвоением материала (тестовые сборники, учебные пособия для контроля знаний, рабочие тетради)
  • - формировать у учащихся интерес к изучению предмета.

Самостоятельная работа с наглядными средствами необходима для формирования умений и навыков получения, обработки и усвоения информации с помощью географических карт, таблиц, диаграмм, что позволяет наглядно проследить и установить логические связи между процессами, происходящими в географической оболочке. Работа с данными средствами также может применяться учителем в разнообразных формах для проверки знаний учащихся по пройденному материалу.

Самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами позволяет формировать умения и навыки эффективной работы с электронными информационными ресурсами, что необходимо в соответствии с ФГОС. Также технические средства обучения играют немаловажную роль в проверке ЗУН по изучаемому предмету. В целях эффективности проведения самостоятельной работы следует применять различные ее формы: групповая, индивидуальная, парная.

Основные требования к проведению самостоятельных работ:

  • 1. Самостоятельная работа должна способствовать развитию у учащихся мыслительной активности и творческой инициативы.
  • 2. Она должна быть посильна и опираться на ранее полученные знания, умения и навыки, на жизненный опыт учащихся.
  • 3. При выборе содержания и видов самостоятельней работы необходимо соблюдать последовательность в возрастании трудностей, учитывая индивидуальные особенности классов и отдельных учащихся.
  • 4. Виды самостоятельной работы нужно разнообразить как по форме, так и по содержанию, они должны вносить в усвоение знаний элемент «новизны», заставлять школьников подходить к изучаемому с разных сторон.
  • 5. Каждая самостоятельная работа должна быть проверена и оценена учителем, а затем использована в дальнейшей учебной работе.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся неслучайно выбрана приоритетным направлением в развитии современного образования. Она позволяет не только эффективно проверить ЗУН обучающихся, а еще и способствуют развитию навыков работы с различными источниками информации, позволяет сформировать у школьников интерес к изучаемому предмету, показать возможность практического применения полученных знаний как в научной области, так и в обычной жизни. Поэтому данные работы очень важны при изучении любой науки, в том числе географии. Несомненно, их эффективность во многом зависит от учителя: его мастерства; желания развиваться, совершенствовать свои уроки и применять разнообразные средства обучения. Не следует понимать самостоятельную работу только как способ проверки знаний, надо организовать ее так, чтобы школьники проявили интерес к изучаемому предмету!

Организация и руководство самостоятельной работой учащихся – ответственная и сложная работа каждого учителя. Развитие активности и самостоятельности школьников необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в статусе первостепенной важности.

Целью данной работы является изучение организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии. Для реализации данной цели были рассмотрены различные направления в исследовании природы самостоятельности учащихся в процессе обучения, ознакомилась с множеством определений и выяснила, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для достижения основных целей образовательной деятельности.

Проблема организации самостоятельной работы учащихся рассматривалась в работах Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, Н.Г. Чаниловой, Л.В. Жаровой, Л.Г. Вяткина.

Особенности организации самостоятельной работы школьников на уроках географии освещены в трудах И.В. Душиной, Н.С. Румыниной, В.И. Сиротина.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их овладевать знаниями без помощи учителя, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

В процессе обучения учащийся должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Актуальность этой проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Цель исследования: определить педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии.

Объект исследования: образовательный процесс в современной школе.

Предмет исследования: процесс организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи исследования:

  • 1. Уточнить содержание понятия «самостоятельная работа учащихся», выявить особенности организации самостоятельной работы школьников.
  • 2. Определить критерии и показатели самостоятельной работы учащихся на уроке.
  • 3. Подготовить методические рекомендации по проблеме исследования.

Методы исследования: анализ самостоятельной работы учащихся, метод сравнения, метод индукции от общего понимания самостоятельной работы, к самостоятельной работе на уроках географии.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: теоретический анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической, методической, учебной литературы, экспериментальная работа по разработке и проверке методики проведения практических работ, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент.