Обучение младших школьников с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказов по серии сюжетных картин
План курсовой работы
Введение.
1. Научно-теоретические основы обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказов.
- 1.1. Закономерности развития навыков составления рассказов в онтогенезе.
- 1.2. Особенности развития у учащихся с легкой степенью умственной отсталости навыков составления рассказов.
- 1.3. Методические аспекты обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказов.
Выводы по 1 главе.
2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования.
- 2.1. Общая организация эмпирического исследования.
- 2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у учащихся 4-го класса навыка составления рассказов.
- 2.3. Программно-методические аспекты коррекционной работы по обучению учащихся 4 - го класса с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказа с использованием серии сюжетных картинок.
Выводы по 2 главе.
Заключение.
Аннотация.
Список использованных источников и литературы.
Приложение.
Введение
Развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Сформированная связная речь является важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе. Овладение речью в качестве средства общения имеет большое значение для развития и социализации. Приобретению навыков грамотной развернутой монологической речи детей способствует составление рассказа по сериям сюжетных картин.
Исследованием развития речи в онтогенезе занимались такие специалисты как А.Н. Гвоздев, В.П. Глухов, М.Л. Кольцова, С.Н. Цейтлин и другие.
В исследованиях ряда ученых (Р. И. Лалаевой, В. Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн другие) отмечено, что у учащихся младших классов с отклонениями в интеллектуальном развитии связная речь недостаточно сформирована и имеет свои особенности. Слуховое различение и произношение слов и фраз у такого ребенка возникает значительно позже, чем у нормально развивающихся сверстников. У них отмечается слабый рост пассивного и особенно активного словаря. Младшим школьникам крайне трудно составлять развернутые рассказы. Речь их скудна и неправильна. Более стойкие нарушения проявляются на языковом и смысловом уровнях.
В результате комплексного подхода к развитию связной устной речи можно достичь хороших результатов коррекционной работы. А.К. Аксенова В.В. Воронкова и другие разработали методическую основу коррекционной работы, направленной на развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями. Значимую роль в процессе обучения младших школьников с умственной отсталости составлению рассказов играют средства наглядности, на что указывают методические рекомендации. В коррекционной работе с учащимися по развитию связной устной речи рекомендуется использовать картинки или серии картин.
Л.С. Выготский утверждал, что тенденция к действию у умственно отсталого ребенка обнаруживается только при наглядной ситуации, когда материал лежит перед глазами.
Данная разновидность работы над связной речью дает возможность обучить ребенка выстраивать сюжетную линию, способствует формированию и закреплению представлений о композиции высказывания, поиску образных лексических средств. Развитие у учащихся с легкой степенью умственной отсталости монологической речи, а также обучение данной категории детей построению рассказов является одной из важных задач педагогов, которую ставят перед собой педагоги, руководствуясь действующими программно-методические материалами.
Совершенствование речи, связанной с составлением рассказов, обеспечивается в процессе обучения, которое имеет целенаправленный характер. Тем не менее, вопросы обучения младших школьников составлению рассказов по серии сюжетных картин недостаточно освещены в теории и практике олигофренопедагогики.
Изложенное выше, доказывает актуальность проблемы исследования.
Объект исследования: процесс обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказов по серии сюжетных картин.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия обучения младших школьников с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказа по серии сюжетных картин.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы и эмпирического исследования установить психолого-педагогические условия обучения младших школьников с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказов по серии сюжетных картин.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- - изучить литературные источники по проблеме исследования;
- - установить уровень развития у младших школьников с умственной отсталостью навыка составления рассказов по серии сюжетных картин;
- - подготовить программно-методические материалы для реализации работы по развитию у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости навыка составления рассказов по серии сюжетных картин.
Методы исследования:
- - изучение, анализ, обобщение и систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования;
- - педагогический эксперимент в констатирующем варианте.
Теоретической базой исследования являются труды учёных, исследовавших:
- - закономерности развития навыков составления рассказов в онтогенезе (В.П. Глухов; М.Л. Кольцова; С.Н. Цейтлин и другие.);
- - особенности развития у учащихся с легкой степенью умственной отсталости навыков составления рассказов и развития монологической речи в целом (Е.А. Екжанова др. В. Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн и другие);
- - методические аспекты обучения учащихся с легкой степенью умственной недостаточности составлению рассказов (Р.И. Лалаева; Т.В. Аксенова, В.В. Воронкова.).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования, в том числе подготовленных программно-методических материалов учителями-дефектологами, воспитателями и родителями в целях развития у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости навыка составления рассказов по серии сюжетных картин.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе КОУ «Адаптивная школа № 12 г. Омска в 2020–2021 учебном году. Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, завершающиеся выводами, заключение, аннотацию на иностранном языке, список использованных источников и литературы (55 наименований).