Обучение говорению на уроке русского языка как иностранного

План курсовой работы

Введение.

1. Говорение как вид речевой деятельности и аспект обучения.

2. Составление учебно-методических материалов по анимационному фильму «Танцы кукол».

Заключение.

Список использованных источников.

Введение

В данной работе рассматриваются особенности обучения говорению на занятиях по русскому языку как иностранному.

Говорение понимается как вид речевой деятельности, при котором осуществляется устное общение.

Предлагается использовать на занятиях по русскому языку как иностранному ситуационные задачи, направленные на развитие речи в условиях, приближенных к действительности.

Ситуационные задачи рассматриваются как методический прием, который представляет собой комплекс условий, позволяющий решить разнообразные речевые ситуации.

Ситуационные задачи включают в себя следующие компоненты: обстановка общения (официальная, неофициальная), адресат (количество собеседников, ролевые и коммуникативные отношения), цель общения (общение, сообщение, воздействие).

Развитие навыков говорения обычно проводится в три этапа: самостоятельное построение предложения; самостоятельное построение высказывания, состоящего из нескольких логически связанных фраз; самостоятельное построение законченного монолога.

В настоящее время в методике разрабатывается два основных подхода к обучению иностранных учащихся самостоятельной речи. Первый подход представляет собой постепенное развитие речи от элементов к развернутому речевому высказыванию путем постепенного увеличения фраз. На данном этапе обучения целесообразно использовать ситуационные задачи.

Второй подход к обучению речи представляет собой развитие от текста-модели к составлению собственного высказывания. Текст-модель, как правило, предъявляется учащимся в письменном виде как текст для чтения, при этом необходимо учитывать, что ведется обучение устной речи, следовательно, необходимо не только прочтение текста-модели, но и прослушивание.

«Танцы кукол» – советский рисованный мультфильм на музыку Д.Д.Шостаковича, созданная советскими аниматорами в 1985 году режиссёром Инесса Алексеевна Ковалевская.

Предмет исследования – обучение говорению на материале анимационного фильма «Танцы кукол».

Цель исследования – составление заданий и упражнений на материале анимационного фильма «Танцы кукол».

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • – рассмотреть говорение как вид речевой деятельности и аспект обучения;
  • – составить предсмотровые, присмотровые и послесмотровые задания к анимационному фильму «Танцы кукол».

Для решения поставленных задач были использованы методы, соответствующие предмету исследования: отбор, анализ, описание.

В данной курсовой работе использовались материалы книг Э.Г. Азимова «Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)», А.Н. Щукина «Методика преподавания русского языка как иностранного».

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников (7 наименований). Полный объём работы 19 страниц.