Обучение детей 4-6 лет на глубокой воде

План курсовой работы

Введение.

1. Анализ научно-методической литературы.

  • 1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей 4–5 лет.
  • 1.2. Влияния занятий плавания на процесс роста и развития детей 4-5 лет.
  • 1.3. Особенности обучения плаванию детей 4-5 лет.

Выводы по первой главе.

2. Методы и организация исследования.

  • 2.1. Методы исследования.
  • 2.2. Первый этап обуения.
  • 2.3. Второй этап обучения.

Список использованных источников.

Введение

Плавание - это один из самых полезных для здоровья видов спорта. Это наиболее гармоничная, сбалансированная, физическая нагрузка на ваш организм. Существуют различные виды плавания: спортивное, оздоровительное, игровое, художественное (синхронное), прикладное, подводное.

Оздоровительное плавание -использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях. Способы плавания могут использоваться самые разнообразные - спортивные и самобытные. Плавание рекомендуется людям всех возрастов, за исключением случаев ограничения по состоянию здоровья. Однако именно плавание имеет минимум ограничений для людей с различными отклонениями в здоровье, по сравнению с другими видами физических упражнений, что связано со специфическими особенностями самого плавания. Во многих случаях плавание рекомендовано врачами и специалистами в качестве восстановительно-реабилитационных мероприятий, коррекции и т. д.

Оздоровительное плавание используется в системе физического воспитания человека на протяжении всей его жизни. Многие оздоровительные центры и лагеря расположены именно на морских побережьях и водоемах.

Н.Л. Петрова, В.А. Баранов пишут, что здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем дошкольников зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Исследования С.М. Зудрика показали, что с улучшением антропометрических показателей физического развития и физической подготовленности у многих детей дошкольного возраста отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья, которые играют значительную роль в высокой заболеваемости ОРВИ.

О том, что современные дети становятся все слабее, хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях. П.Р. Акаев указывает, что это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре в детском саду, нарушением режима дня и питания. Связывают это с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям физической культурой.

B.C. Васильев и Б. Никитский установили, что у детей дошкольного возраста, включенных в систематические занятия физической культурой и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок», высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, у них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия.

О. Выборова говорит, что занятия детей дошкольного возраста оздоровительным плаванием, способствуют улучшению здоровья, закаливанию организма, лучшему усвоению преподаваемого материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры в их быт и отдых.

Н.Ж. Булгакова отмечает, что плавание благотворно влияет на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребенка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

B.А. Быков, A.B. Пирог, Ж.С. Ванькова, B.C. Васильев подчеркивают, что плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям с первого раза вода доставляет удовольствие и радость, некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают силу воли, целеустремленность, смелость и дисциплину. К тому же умение плавать – это жизненно необходимый навык.

Актуальность исследования: здоровье детей – основная цель семьи и человеческого общества, так как именно дети станут определять благополучие страны, экономическое и духовное развитие, уровень жизни, культуры, науки.

Статистические данные П.Р. Акаева свидетельствуют о том, что только 14-20% дошкольников здоровы, а около 50% детей имеют различные отклонения в функциональных и морфологических показателях, у 30-36% отмечаются хронические заболевания нервной, опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной и других систем. При этом за время последующего обучения в школе численность здоровых детей сокращается в 4-5 раз и к моменту выпуска составляет всего 3-4%.

Разработка комплексов специальных упражнений для улучшения выполнения упражнений в воде позволяет эффективно организовать методику занятий оздоровительным плаванием, повысить уровень здоровья детей дошкольного возраста, полноценно реализовать индивидуальный подход на занятиях в воде.

Цель исследования: провести оценку эффективности разработанной инновационной методике обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.

Объект исследования: инновационная методика обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.

Предмет исследования: эффективность обучения плаванию по разработанной инновационной методике детей 4-5 лет на основании показателей технической и тактической подготовки.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить влияние плавания на организм дошкольников, раскрыть методику проведения занятий плаванием с детьми 4-5 летнего возраста.
  • 2. Разработать инновационную методику обучения детей 4-6 лет плаванию на глубокой воде.
  • 3. Проанализировать показатели технической и тактической подготовки детей дошкольного возраста 4-5 лет, занимающихся плаванием по разработанной инновационной методике.