Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты нарушения произносительной стороны речи при дизартрии.
- 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- 1.2. Характеристика речи при дизартрии.
Выводы по главе 1.
2. Методические аспекты коррекционной работы нарушения произносительной стороны речи при дизартрии.
- 2.1. Особенности произносительной стороны речи при дизартрии.
- 2.2. Диагностика произносительной стороны речи при дизартрии.
- 2.3. Коррекция нарушений произносительной стороны речи при дизартрии.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность исследования. Проблема речи – одна из важнейших в общей и специальной психологии. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом. Речь необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.
В наше время одной из самых актуальных проблем является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением ЦНС. При нем расстраивается двигательный механизм речи, её моторная реализация.
Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Иначе говоря, ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения речевых проблем, а также разработки наиболее эффективных методов их диагностики, преодоления и коррекции.
В последние годы в связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования данного нарушения, а также разрабатывается система логопедической работы по её коррекции. Они связаны с именами М.Б. Эйдиновой, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой. Е.Ф. Архиповой, Г. В, Чиркиной и др.
Проявления нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, а также особенностей развития у них неречевых процессов, познавательной деятельности исследовались такими авторами, как О. В. Правдина, Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, К. А. Семенова и другими.
Цель исследования – теоретически изучить особенности нарушений произносительной стороны речи при дизартрии.
Задачи исследования:
- 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- 2. Охарактеризовать нарушения звукопроизношения при дизартрии;
- 3. Рассмотреть систему коррекционной и диагностической работы при дизартрии;
- 4. Обосновать методы и приемы работы, направленные на коррекцию нарушений произносительной стороны речи при дизартрии.
Объект исследования: процесс коррекции нарушений произносительной стороны речи при дизартрии.
Предмет исследования: особенности нарушения произносительной стороны речи при дизартрии.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 31 страница.