Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты нарушения произносительной стороны речи при дизартрии.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Характеристика речи при дизартрии.

Выводы по главе 1.

2. Методические аспекты коррекционной работы нарушения произносительной стороны речи при дизартрии.

  • 2.1. Особенности произносительной стороны речи при дизартрии.
  • 2.2. Диагностика произносительной стороны речи при дизартрии.
  • 2.3. Коррекция нарушений произносительной стороны речи при дизартрии.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Проблема речи – одна из важнейших в общей и специальной психологии. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом. Речь необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.

В наше время одной из самых актуальных проблем является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением ЦНС. При нем расстраивается двигательный механизм речи, её моторная реализация.

Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Иначе говоря, ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения речевых проблем, а также разработки наиболее эффективных методов их диагностики, преодоления и коррекции.

В последние годы в связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования данного нарушения, а также разрабатывается система логопедической работы по её коррекции. Они связаны с именами М.Б. Эйдиновой, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой. Е.Ф. Архиповой, Г. В, Чиркиной и др.

Проявления нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, а также особенностей развития у них неречевых процессов, познавательной деятельности исследовались такими авторами, как О. В. Правдина, Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, К. А. Семенова и другими.

Цель исследования – теоретически изучить особенности нарушений произносительной стороны речи при дизартрии.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Охарактеризовать нарушения звукопроизношения при дизартрии;
  • 3. Рассмотреть систему коррекционной и диагностической работы при дизартрии;
  • 4. Обосновать методы и приемы работы, направленные на коррекцию нарушений произносительной стороны речи при дизартрии.

Объект исследования: процесс коррекции нарушений произносительной стороны речи при дизартрии.

Предмет исследования: особенности нарушения произносительной стороны речи при дизартрии.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 31 страница.