Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретическое обоснование музыкального искусства как средства эстетического воспитания старших дошкольников.
- 1.1. Эстетическое воспитание старших дошкольников как педагогическая проблема.
- 1.2. Влияние музыкального искусства на эстетическое воспитание старших дошкольников.
- 1.3. Методы эстетического воспитания в ДОО.
2. Практическая работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами музыкального искусства.
- 2.1. Диагностический инструментарий для изучения эстетической воспитанности старших дошкольников.
- 2.2. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях для педагогов.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Музыка – является одним из источников эстетического и духовного развития. Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни, она может вызвать эмоциональный отклик, пробудить весь спектр чувств, может взволновать, успокоить, направить к действию и придать сил. Музыкальное искусство воздействует на человека уже с первых дней жизни. В 1988 году ученые впервые доказали, что новорожденные узнают музыку, которую слышали до появления на свет. Позже были дальнейшие исследования, подтверждающие этот факт. Таким образом, музыка имеет большое место в общем культурном развитии ребенка.
В реализации художественно-эстетического направления, в рамках ФГОС ДО, создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей, которое способствуют эстетическому воспитанию: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:
- - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Эстетическое воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое воспитание - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом.
Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.
Однако, дети старшего дошкольного возраста не замечают красоту природы, творчески малоактивны, при отсутствии должной работы по эстетическому воспитаю, дети потеряют интерес ко всему сущему, вырастая в поколение, которое потеряет необходимость наслаждаться искусством, природой. Человек не сможет быт высококультурной, развитой личностью.
Исследованием эстетического воспитания занимались известные отечественные педагоги и психологи: Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Ткемаладзе. В своих трудах, специалисты изучили эстетическое воспитание, влияние музыкального искусства на эстетическое воспитание, но в трудах не отражается музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы эстетического воспитания средствами музыкального искусства.
Задачи исследования:
- - определить особенности эстетического воспитания старших дошкольников в современных условиях,
- - выявить влияние средств музыкального искусства на эстетическое воспитание детей,
- - изучить методы эстетического воспитания в ДОО,
- - осуществить отбор диагностического инструментария по изучению эстетической воспитанности старших дошкольников,
- - разработать методические рекомендации по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях для педагогов.
Методы исследования:
- - теоретические (анализ, синтез, сравнение, изучение литературы);
- - эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент);
- - статистические (количественный и качественный анализ данных исследования).
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке для педагогов методических рекомендаций по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях.
Методологической основой исследования послужили научные труды педагогов, психологов и ученых.
База исследования: МКДОУ «Бородинский детский сад «Светлячок»» Тульской области.
Теоретическая значимость: определены социально-педагогические условия эстетического воспитания, технологии, методы и приемы эстетического воспитания дошкольников средствами музыки.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы из 42 наименований.