Музыкальная субкультура как фактор социализации подростков

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты социализации подростков посредством музыкальных субкультур.

  • 1.1. Психолого - физиологические особенности подросткового возраста.
  • 1.2. Процесс социализации подростков как педагогическая проблема.
  • 1.3. Функции музыкальных субкультур в социализации подростков.

2. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростка.

  • 2.1. Организация и проведение опытно - экспериментальной работы по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков.
  • 2.2. Анализ и интерпретация данных опытно – экспериментальной работы по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков.
  • 2.3. Программа деятельности по социализации подростков среди музыкальных субкультур.

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.

Введение

Исследование молодежных субкультур уже давно составляет важное линию в социологии молодежи. На западе к этой проблемe направились ведущие эксперты еще в шестидесятые годы прошлого века, в отечественной же науке рассмотрение молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень ограниченных рамках и не был сколько-нибудь важной областью молодежных изучений. Причиной не изученности данного вопроса в отечественной историографии можно называть социокультурные факторы. Так, частично это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальное отклонение, а подобного рода тематика в основном носила секретный характер и ее разработка не могла вестись по лёгкому выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива.

С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным - как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская оживленность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стараются прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках некоторых территорий. Вторые идут по пути описания значительного и смешанного материала, который классифицирован на основе определенной теоретической ориентации.

В современной России привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры довольно слабо показан - по большей части именно как разбросанные события, общность которых определяется исследовательским конструированием действительности. Если исходить из ожидания, что в России молодежные группы формируются как влечение к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают эту стремление к общественному обновлению, то материалы исследований последних лет представятся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле еле заметны.

Целью нашего исследования является изучение влияния музыкальной субкультуры как фактора социализации подростков.

В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:

  • 1. Выявить психолого – физиологические особенности подросткового возраста;
  • 2. Охарактеризовать процесс социализации подростков как педагогическую проблему;
  • 3. Выявить функции музыкальных субкультур в социализации подростков;
  • 4. Разработать и апробировать программу деятельности по социализации подростков среди музыкальных субкультур для родителей и учителей.

Объект исследования - процесс социализации подростков.

Предмет исследования – функции музыкальных субкультур в социализации подростков.

В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что музыкальные субкультуры влияют на социализацию подростков.

Теоретические методы исследования:

  • - теоретический анализ нормативно-правой базы РФ, регулирующей образовательный процесс;
  • - теоретический анализ педагогической и методической литературы.

Эмпирические методы исследования:

  • - анкетирование и тестирование учащихся;
  • - педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в ходе опытно-экспериментальной работы.

Математические методы исследования:

  • - ранжирование;
  • - шкалирование.

Нормативно-правовая база исследования:

  • 1. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде";
  • 2. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

Теоретической базой исследования явились основные работы социологов, психологов и культурологов:

  • - занимающихся проблематикой музыкальных субкультур, а именно работы: Ю.Г. Волкова, В.В. Касьянова, О.Е. Кравченко, А.В. Лукова, С.С. Фролова;
  • - занимающихся процессом социализации: Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, Ф. Г. Гуддинс, А.А. Реан;
  • - занимающихся исследованием подросткового возраста: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин.

Новизна исследования

База исследования - МБОУ Шахунская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д. Комарова в городе Шахунья Нижегородской области. В исследовании принимали участие учащиеся 7-х и 8-х классов, в количестве 46 человек.