Методика воспитания скоростных качеств у школьников среднего школьного возраста на уроках физической культуры

План курсовой работы

Введение.

1. Понятие и сущность скоростных способностей.

  • 1.1. Понятие скоростных способностей.
  • 1.2. Физиологические основы развития скоростных способностей.
  • 1.3. Предпосылки развития скоростных способностей.

2. Развитие скоростных способностей у детей 10-12 лет.

  • 2.1. Возрастные особенности воспитания скоростных способностей у детей 10-12 лет.
  • 2.2. Средства и методы развития скоростных способностей у детей 10-12 лет.

Введение

Актуальность. Скоростные способности - это способность осуществлять движения с определенной скоростью благодаря подвижности мышц. Она зависит от мышечной силы. Чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолеют сопротивление нагрузки, инерции покоя, массы тела и т.д. наиболее ценным качеством для спортсмена является скоростная сила, так как от нее зависит частота движений. Скоростные способности характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Скоростные способности как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.

Развитие скоростных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки.

Скоростные способности по праву являются одним из наиболее важных физических качеств. Они в значительной мере определяет успех выступления в соревнованиях по легкой атлетике.

Попытки развития скоростных способностей в зрелые годы - сложны и малоэффективны, в то время как школьный возраст имеет благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Если упущены благоприятные периоды для совершенствования двигательных качеств, в дальнейшем вряд ли удастся восполнить утраченные потенциальные возможности. Исследования А.А. Гужаловского (1984) показали, что "наиболее высокие темпы прироста, в целом по всем умениям, навыкам, качествам, наблюдаются в младшем школьном возрасте". Некоторые исследователи считают целесообразным при развитии физических качеств использование физических упражнений разносторонней направленности, другие утверждают, что использовать необходимо такие физические упражнения, которые имеют направленность на двигательные способности, имеющие в конкретные возрастные диапазоны онтогенеза высокие темпы естественного прироста. В.П. Губа (2006) при исследовании проблемы использования сенситивных периодов в физическом воспитании ввел дополнительную координату темпа развития морфологических и функциональных показателей.

Представляет интерес решение вопросов воспитания быстроты в связи с теорией критических периодов и концепцией преимущественного развития тех или иных сторон физического состояния в те периоды, когда происходит их заметный естественный рост. В.К. Бальсевич (2004), А.А. Гужаловский (1984), Л.В. Волков (2002), Ф.Г. Казарян (2002) и многие другие рассматривают младший школьный возраст как важнейший для стимулирования двигательной подготовленности учащихся и, прежде всего таких качеств, как быстрота и координация движений.

Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму. Возможность использования скоростных и скоростно-силовых упражнений в младшем и среднем школьном возрасте определяется показателями морфофункционального развития детей, так как уже школьники младшего школьного возраста демонстрируют достаточно высокие возможности их организма, тесную взаимосвязь между становлением функциональных систем и физической подготовленностью.

Анализ и обобщение результатов исследований позволяют сделать, по мнению В.П. Филина (1998), заключение о том, что под влиянием систематических занятий спортом биологические закономерности проявления быстроты в основном не изменяются. Целенаправленное педагогическое воздействие способствует развитию физического качества на более высоком уровне.

В вопросе определения наиболее благоприятного периода развития быстроты в настоящее время в литературе нет единой точки зрения. Многие исследователи считают, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития скоростных способностей, поэтому быстроту необходимо развивать в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: скоростные способности.

Предмет исследования: методика развития скоростных способностей у детей среднего школьного возраста.

Цель исследования: выявление оптимальной методики развития скоростных способностей детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Задачи: провести анализ учебно-методической и научной литературы по проблеме воспитания скоростных способностей.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и нормативно-методической документации по физическому воспитанию школьников.